Православный Ортодокс - О Любви. О Заповедях Моисеевых. Первая, вторая, третья, четв - Форум

О Любви. О Заповедях Моисеевых. Первая, вторая, третья, четв - ФорумПодписаться на рассылку

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: rob3k, ximcx  
Форум » Почитать » Интересные материалы » О Любви. О Заповедях Моисеевых. Первая, вторая, третья, четв
О Любви. О Заповедях Моисеевых. Первая, вторая, третья, четв
rob3kДата: Суббота, 29.05.2010, 20:15 | Сообщение # 1
Я тут Главный!
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
« 250 »
Статус: Скоро будет
О любви. О союзе между верой и любовью

477. Действием и плодом истинной веры в христианине должны быть любовь и сообразные с ней добрые дела. О Христе бо Иисусе,-говорит апостол Павел,- ни обрезание что может (не имеет силы. - Ред.), ни необрезание, но вера любовию поспешествуема (действующая любовью. - Ред.) (Гал. 5, 6).

478. Для христианина одной веры, без любви и добрых дел, не достаточно. Ибо вера без любви и добрых дел является недействующей и мертвой, а потому не может привести к Вечной Жизни. Не любяй бо брата, пребывает в смерти (1 Ин. 3, 14). Кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать? еда может (может ли.- Ред.) вера спасти его? Якоже бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть (Иак. 2, 14, 26).

479. Невозможно спастись лю6овью и добрыми делами без веры, ибо не может быть, чтобы человек, не имеющий веры в Бога, истинно любил Его. При этом человек, поврежденный грехом, не может творить истинно добрых дел, если не получит через веру в Иисуса Христа духовной силы или благодати Божией. Без веры невозможно угодити Богу: веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть (ибо надо, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть. - Ред.), и взыскающим Его Мздовоздатель бывает (и ищущим Его воздает. - Ред.) (Евр. 11, 6). Елицы бо от дел закона суть (все, утверждающиеся на делах закона.- Ред.), под клятвою суть, писано бо есть: проклят всяк, иже не пребудет во всех писанных (кто не исполняет постоянно всего, что написано. - Ред.) в Книзе законней, яко творити я (Гал. 3, 10). Мы бо духом от веры упования правды ждем (мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. - Ред.) (Гал. 5, 5). Благодатию бо есте спасени чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, да никтоже похвалится (Еф. 2, 8-9).

480. Та любовь, которая не сопровождается добрыми делами, не истинна. Ибо истинная любовь естественно проявляет себя через добрые дела. Господь Иисус Христос говорит: Имели заповеди Моя, и соблюдали их, той есть любяй Мя; аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет (Ин. 14, 21, 23). Апостол Иоанн пишет: Сия бо есть любы Божия (это есть любовь к Богу. - Ред.), да заповеди Его соблюдаем (1 Ин. 5, 3). Не любим словом, ниже (и даже не. - Ред.) языком, но делом и истиною (1 Ин. 3, 18).


О Законе Божием и Заповедях

481. Средства для распознавания добрых дел от худых (злых, дурных)-Закон Божий внутренний, или свидетельство совести, и Закон Божий внешний, или заповеди Божий.

482. В Священном Писании о внутреннем законе говорится: Иже являют (они показывают, что. - Ред.) дело законное написано в сердцах своих, спаслушествующей им совести, и между собою помыслом осуждающим или отвещающим (о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую. - Ред.) (Рим. 2, 15).

483. Хотя и есть в людях внутренний закон, но дан еще и внешний. Он дан потому, что люди не слушались внутреннего закона и, ведя плотскую и греховную жизнь, заглушали в себе голос духовного закона - почему и нужно было напомнить его им внешне, посредством заповедей. Что убо закон? Преступлений ради приложися (он дан по причине преступлений.- Ред.) (Гал. 3,19).

484. Внешне людям дан Закон Божий следующим образом. Когда происшедший от Авраама народ еврейский чудесно был освобожден от рабства египетского, тогда на пути в обещанную ему землю, в пустыне, на горе Синае, Бог явил присутствие Свое в огне и облаке и дал Закон через вождя израильтян пророка Моисея.

485. Главные и всеобщие заповеди этого Закона- следующие десять, которые были написаны на двух скрижалях, или досках каменных:

1. Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене.
2. Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небесй горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.
3. Не возмеши имене Господа Бога твоего всуе.
4. Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши (в них) вся дела твоя, в день же седмый суббота Господу Богу твоему.
5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.
6. Не убий.
7. Не прелюбы сотвори.
8. Не укради.
9. Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна.

10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего (Исх. 20, 1 -17).

486. Заповеди эти даны народу израильскому, но и нам следует поступать по ним, потому что в сущности они есть тот же Закон, который, по словам апостола Павла, написан в сердцах у всех людей, дабы все поступали по нему.

487. Господь Иисус Христос учил поступать по десяти заповедям. Он повелевал для приобретения Жизни Вечной сохранять заповеди, учил понимать и исполнять их более совершенно, чем до Него их понимали (см. Мф. гл. 19, ст. 17 и гл. 5).


О разделении заповедей на две скрижали

488. Десять заповедей были разделены на две скрижали. Это значит, что в них заключаются два вида любви, то есть любовь к Богу и любовь к ближнему и поэтому предписываются два рода обязанностей.

489. 06 этом говорил Господь Иисус Христос. На вопрос: Кая (какая.- Ред.) заповедь больши есть в законе? - Он отвечал: Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть первая и большая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго (ближнего. - Ред.) твоего, яко сам себе. В сию обою заповедию (на этих двух заповедях.- Ред.) весь Закон и пророцы висят (утверждаются. - Ред.) (Мф. 22, 36-40).

490. Все люди являются нашими ближними. Потому что все-создания Единого Бога и произошли от одного человека. Но родственные по вере сугубо (вдвойне, особенно) близки нам, как чада Единого Отца Небесного, по вере в Господа Иисуса Христа.

491. Нет заповеди о любви к самому себе потому, что и без заповеди, по природе, никтоже когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю (Еф. 5, 29).

492. В любви к Богу, ближнему и к самому себе должен быть следующий порядок. Любить себя следует только для Бога и отчасти для ближних, любить ближних следует для Бога, а любить Бога нужно для Него Самого, и более всего. Любовь к себе следует приносить в жертву любви к ближним, а любовь к себе и к ближним нужно приносить в жертву любви к Богу. Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13). Иже любит отца или матерь паче (более, нежели. - Ред.) Мене, - говорит Иисус Христос, - несть Мене достоин; и иже любит сына или дщерь (дочь. - Ред.) паче Мене, несть Мене достоин (Мф. 10, 37).

493. Хотя весь Закон заключается в двух заповедях, но они, тем не менее, разделены на десять, чтобы яснее представить обязанности наши к Богу и ближнему.

494. Обязанности по отношению к Богу предписываются в первых четырех заповедях.

495. Это следующие обязанности. В первой заповеди предписывается познавать и чтить Истинного Бога. Во второй - избегать ложнаго богопочтения. В третьей - не нарушать богопочтения даже словом. В четвертой - соблюдать порядок во времени и в делах богопочтения.
496. Обязанности к ближним предписываются в последних шести заповедях.

497. Это следующие обязанности. В пятой заповеди предписывается любить и почитать ближних, особенно близких наших, начиная с родителей. В шестой заповеди - не вредить жизни ближних. В седьмой - не вредить чистоте нравов их. В восьмой - не вредить собственности их. В девятой - не вредить им словом. В десятой - даже не желатъ вредить им.

498. Что касается обязанностей к самим себе, то они заключаются в заповедях о должностях к ближним, потому что ближнего любить следует так же, как самого себя.


О первой заповеди

499. Словами Аз есмь Господь Бог твой - Бог как бы указывает на Самого Себя человеку и, следовательно, повелевает познавать Господа Бога.

500. Из повеления познавать Бога можно вывести особые обязанности: 1. Нужно учиться богопознанию как важнейшему из всех знаний. 2. Нужно прилежно слушать поучения о Боге и о делах Его в Церкви и благочестивые разговоры об этом дома. 3. Нужно читать или слушать книги, научающие богопознанию, во-первых, Священное Писание, во-вторых, писания святых отцев.

501. Словами Да не будут тебе бози инии разве Мене - предписывается обращаться и прилепляться (стремиться к соединению. - Ред.) к Единому Истинному Богу, или, что то же, благоговейно почитать Его.

502. Следующие обязанности относятся к внутреннему богопочтению:

1. Веровать в Бога. 2. Ходить пред Богом, то есть памятовать о Боге и во всем поступать осмотрительно, потому что Он видит не только дела, но и сокровеннейшие наши помышления. 3. Бояться Бога, или благоговеть перед Ним, то есть считать гнев Отца Небесного величайшим для себя несчастьем, и потому стараться не прогневлять Его. 4. Надеяться на Бога. 5. Любить Бога. 6. Повиноваться Богу, то есть непрестанно быть готовым делать то, что Он повелевает, и не роптать, когда Он не то делает с нами, чего бы мы желали. 7. Поклоняться Богу как Существу Высочайшему. 8. Прославлять Бога как Всесовершенного. 9. Благодарить Бога как Творца, Промыслителя и Спасителя. 10. Призывать Бога как Всеблагого и Всемогущего Помощника во всяком добром начинании.

503. Следующие обязанности относятся к наружному богопочитанию: 1. Исповедовать Бога, то есть признавать, что Он наш Бог, и не отрицаться (отказываться. - Ред.) от Него, хотя бы за признание Его надлежало пострадать и умереть. 2. Участвовать в общественном богослужении, установленном от Бога и учрежденном Православной Церковью.

504. Чтобы лучше понимать и точнее соблюдать первую заповедь, нужно еще знать грехи против нее:

1. Безбожие, когда люди, которых псалмопевец по справедливости называет безумными, желая избавиться от страха суда Божия, говорят в сердце своем: несть Бог (нет Бога. - Ред.) (Не. 13, 1). 2. Многобожие, когда вместо Единого Истинного Бога признают многие мнимые божества. 3. Неверие, когда, признавая, что Бог есть, не верят Его Провидению и Откровению. 4. Ересь, когда, люди к учению веры примешивают мнения, противоречащие Божественной истине. 5. Раскол, то есть своевольное уклонение от единства богопочтения и от Православной Кафолической Церкви Божией. 6. Богоотступление, когда отрекаются от истинной веры из страха человеческого или для мирских выгод. 7. Отчаяние, когда совсем не надеются получить от Бога благодать и спасение. 8. Волшебство, когда, оставляя веру в силу Божию, верят тайным и большей частью злым силам тварей, и особенно злых духов, и стараются ими действовать. 9. Суеверие, когда верят какой-нибудь обычной вещи, как если бы она имела Божественную силу, и на нее, вместо Бога, надеются или ее боятся; так, например, верят старой книге и думают, что по ней только можно спастись, а не по новой, хотя новая содержит то же учение и то же богослужение. 10. Леность по отношению к учению благочестия, молитве и общественному богослужению. 11. Любовь твари паче (более, чем. - Ред.) Бога. 12. Человекоугодие, когда угождают людям так, что ради этого не стараются угодить Богу. 13. Человеконадеяние, когда кто-либо надеется на способность и силы свои или других людей, а не на милость и помощь Божию.

505. Человекоугодие и человеконадеяние противны первой заповеди, потому что человек, которому мы угождаем или на которого надеемся и забываем Бога, некоторым образом есть для нас иной бог, вместо Бога Истинного.

506. В Священном Писании так говорится о человекоугодии: Аще 6о бых еще человеком угождал (если бы я и поныне угождал людям. - Ред.), Христов раб не бых убо был (не был. - Ред.) (Гал. 1, 10).

507. Священное Писание говорит о человеконадеянии: Сия глаголет Господь: проклят человек, иже надеется на человека, и утвердит плоть мышцы своея на нем (и плоть делает своей опорой. - Ред.), и от Господа отступит сердце его (Иер. 17, 5).

508. Чтобы лучше преуспеть в исполнении своих обязанностей к Богу, человек должен поступить с самим собою таким образом: он должен отречься от самого себя. Иже хощет по Мне ити (кто хочет идти за Мной. - Ред.),-говорит Господь Иисус Христос, - да отвержется себе (Мк. 8, 34).

509. Отвергнутъся себя означает, по объяснению святого Василия Великого, следующее: Сам себе отрицается той, иже (тот, кто. - Ред.) совлечеся ветхого человека с деяньми его, тлеющаго в похотех прелестных (истлевающего в обольстительных похотях. - Ред.). Отрицается и всех пристрастий мирских, яже препятствовати могут намерению благочестия. Совершенное отвержение в том состоит, еже и к самой люизни безпристрастну быти, и осуждение (размышление о. - Ред.) смерти имети, во еже бы (чтобы и.- Ред.) на себе не надеятися (Пространные нравственные ответы, 8).

510. Человек, когда отвергается себя и лишается многих естественных удовольствий, может иметь утешение благодатное. Божественное, которого и самые страдания нарушить не могут. Зоне, якоже избыточествуют (по мере того, как умножаются. - Ред.) страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше (2 Кор. 1, 5).

511. Первой заповеди, которая предписывает благоговейно почитать Единого Бога, совершенно соответствует и правильное почитание Ангелов и святых человеков, потому что в них мы почитаем благодать Божию, в них обитающую и действующую, и через них просим помощи у Бога.


О второй заповеди

512. Во второй заповеди говорится о кумире. В самой заповеди объяснено, что кумир, или идол, есть изображение какой-нибудь твари, небесной или земной, или в водах живущей, которой вместо Бога поклоняются и служат.

513. Вторая заповедь запрещает поклоняться идолам как мнимым божествам или как изображениям ложных богов.

514. Но иметь какие бы то ни было священные изображения отнюдь не запрещается. Это ясно видно из того, что тот же пророк Моисей, через которого Богом дана заповедь, запрещающая кумиров, в то же время получил от Бога повеление поставить в скинии, или подвижном (передвижном. - Ред.) храме еврейском, золотые священные изображения херувимов, и притом, в той, внутренней части храма, к которой народ обращался для поклонения Богу.

515. Этот пример примечателен для Православной Христианской Церкви, потому что он объясняет правильность употребления в Православной Церкви святых икон.

516. Слово икона (с греческого) значит образ, или изображение. В Православной Церкви этим наименованием называются священные изображения Бога, явившегося во плоти. Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Его Матери и святых Его.

517. Употребление святых икон не было бы согласно со второй заповедью только в том случае, если бы кто-то стал боготворить их. Но этой заповеди нисколько не противоречит почитание икон как изображений священных и употребление их для благоговейного воспоминания дел Божиих и святых Его, ибо в таком случае иконы суть книги, в которых написаны вместо букв лики и предметы (см. святой Григорий Великий. Письма, кн. 9, письмо 9, к Серену епископу).

518. Во время поклонения иконам следует быть в следующем расположении духа: взирающий на них должен умом взирать к Богу и святым, которые на них изображены.

519. Грех против второй заповеди называется идолопоклонством.

520. Кроме грубого идолопоклонства, есть еще более тонкие грехи против второй заповеди, к которым принадлежат: 1) любостяжание; 2) чревоугодие, или лакожтво, обьядение и пьянство; 3) гордость, к которой относится также тщеславие.

521. Любостяжание относится к идолопоклонству. Апостол Павел говорит, что лихоимание (любостяжание. - Ред.) есть идолослужение (Кол. 3, 5). Потому что любостяжательный человек более служит богатству, нежели Богу.

522. Вторая заповедь запрещает корыстолюбие и тем самым научает нелюбостяжанию и щедрости.

523. Чревоугодие относится к идолопоклонству, потому что чревоугодники выше всего ставят чувственное удовольствие, и потому, говорит апостол, что у них бог чрево, или, иначе сказать, чрево есть их идол (Флп. 3,19).

524. Вторая заповедь запрещает чревоугодие и тем самым научает воздержанию и посту.

525. Гордость и тщеславие относятся к идолопоклонству, потому что гордый выше всего ценит свои способности и преимущества, и, таким образом, они для него суть идол; а тщеславный желает, чтобы и другие этого идола почитали. Такое расположение гордого и тщеславного даже чувственным образом проявилось в Вавилонском царе Навуходоносоре, который поставил сам себе золотого идола и велел поклоняться ему (см. Дан., гл. 3).

526. Есть еще порок, близкий к идолопоклонству, - это лицемерие, когда кто-либо внешние дела благочестия, как, например, пост и строгое соблюдение обрядов, использует для приобретения уважения народа, не думая о внутреннем исправлении своего сердца (см. Мф. 6, 5-7).

527. Вторая заповедь запрещает гордость, тщеславие и лицемерие и тем самым научает смирению и деланию добра втайне.


О третьей заповеди

528. Имя Божие приемлется всуе, или напрасно произносится, когда произносится в разговорах бесполезных и 'суетных, а тем более напрасно, когда произносится лживо или с нарушением благоговения.

529. Третьей заповедью запрещаются следующие грехи:

1) богохуление, или дерзкие слова против Бога; 2) ропот на Бога, или жалобы на Его провидение; 3) кощунство, когда священные предметы обращаются в шутку или в поругание; 4) невнимательность в молитве; 5) ложная клятва, когда утверждают клятвой то, чего нет; 6) клятвопреступление, когда не исполняют справедливой и законной клятвы; 7) нарушение обетов, данных Богу; 8) божба, или легкомысленное употребление клятвы в обыкновенных разговорах.

530. В Священном Писании есть особое запрещение божбы в разговорах. Спаситель говорит: Аз же глаголю вам, не клятися всяко (не клянись вовсе. - Ред.). Буди же слово ваше, ей, ей, ни, ни: лишше же сею, от неприязни есть ("да, да", "пет, пет"; а что сверх этого, то - от лукавого. - Ред.) (Мф. 5, 34, 37).

531. Этим не запрещается всякая клятва в делах общественных. Апостол Павел говорит: Человецы большим кленутся, и всякому их прекословию кончина во извещение клятва есть: в немже лйшше хотя Бог показати наследником обетования, непреложное совета Своего ходатайствова клятвою (Евр. 6, 16-17).

Из этого следует заключить, что если Сам Бог для непреложного уверения употребил клятву, то тем более позволено и нужно нам в важных и необходимых случаях по требованию законной власти употреблять клятву и присягу, с благоговением и с твердым намерением отнюдь не изменять ей.


О четвертой заповеди

532. Седьмой, а не другой день повелевается посвящать Богу потому, что Бог в шесть дней сотворил мир, а в седьмой почил от дел творения (то есть не стал более творить. - Ред.).

533. Суббота в Церкви христианской не празднуется как совершенный (настоящий. - Ред.) праздник. Однако в память о сотворении мира и в продолжение первоначального празднования отличается от прочих дней освобождением от поста.

534. В христианской Церкви четвертая заповедь исполняется следующим образом. Празднуется также через каждые шесть дней седьмой, только не последний из семи дней, или субботний, а первый день каждой седмицы, или воскресный.

535. День воскресный празднуется с самого времени Воскресения Христова.

536. В Священном Писании говорится о праздновании воскресного дня. В книге Деяний апостольских упоминается о собрании учеников, то есть христиан, во едину от суббот, то есть в первый день недели, или в воскресный, для преломления хлеба, то есть для совершения Таинства Причащения (Деяп. 20, 7). У апостола и евангелиста Иоанна в Апокалипсисе также упоминается день недельный, или воскресный (Апок. 1, 10).

537. Под наименованием седьмого дня, или субботы, в Ветхозаветной Церкви подразумевались и другие дни, установленные для празднования или для поста, как, например, праздник Пасхи, день очищения; так и в христианской Церкви следует соблюдать, кроме воскресного дня, и другие, во славу Божию и в честь Пресвятой Богородицы и прочих святых установленные праздники и посты (Православное исповедание, ч. 3, вопрос 60; ч. 1, вопрос 88).

538. Важнейшие праздники - это праздники, установленные в память о важнейших событиях, относящихся к спасительному для нас Воплощению Сына Божия и к явлениям Божества; а затем установленные в честь Пресвятой Богородицы как послужившей тайне Воплощения. Таковы суть, по порядку событий, следующие праздники:

1. День Рождества Пресвятой Богородицы (8/21 сентября).

2. День Ее Введения во храм для посвящения Ее Богу (21 ноября/4 декабря).

3. День Благовещения, то есть ангельского возвещения Пресвятой Деве о Воплощении Сына Божия от Нее (25 марта/7 апреля).

4. День Рождества Христова (25 декабря/7 января).

5. День Крещения Господня и вместе - Богоявления Пресвятой Троицы (6/19 января).

6. День Сретения Господа во храме Симеоном (2/15 февраля).

7. День Преображения Господня (6/19 августа).

8. День Входа Господня в Иерусалим (за семь дней до Пасхи, в воскресенье).

9. Пасха, праздник Воскресения Христова, праздник праздников, предиачинание вечного праздника, вечного блаженства.

10. День Вознесения Господня на Небо (в 40-й день по Пасхе, в четверг).

11. Праздник Пятидесятницы, в память сошествия Святого Духа и вместе-во славу Пресвятой Троицы (в 50-й день по Пасхе, в воскресенье).

12. День Воздвижения Креста Господня, обретенного (найденного. - Ред.) царицей Еленой (14/27 сентября).

13. День Успения Пресвятой Богородицы (15/28 августа).

539. Важнейший пост - Великий пост, или Святая Четыредесятпица.

540. Он называется Четыредесятницей, потому что продолжается сорок дней, кроме недели Страдания Христова (то есть Страстной седмицы. - Ред.).

541. Великий пост продолжается сорок дней, ибо Сам Господь Иисус Христос постился сорок дней (см. Мф. 4, 2).

542. Поститься положено в среду и пятницу, В среду - в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа на Страдание, а в пятницу - в память самого Страдания и смерти Его.

543. Посты: Рождественский, Успенский и святых апостолов - учреждены по следующей причине. Первые два - для того, чтобы предварительным подвигом воздержания почтить следующие за этими постами праздники Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы; а последний - также и для подражания апостолам, которые постились, готовя себя для дела проповеди Евангельской (Деян. 13, 3).

544. Праздничные дни должно проводить по заповеди, следующим образом. Во-первых, не следует в эти дни работать, или делать дела мирские и житейские; во-вторых, нужно свято хранить их, то есть совершать в эти дни дела святые и духовные, во славу Божию.

545. Запрещено работать в праздничные дни для того, чтобы беспрепятственно совершать святые и богоугодные дела.

546. В праздничные дни следует: 1) приходить в церковь для общественного богослужения и научения в слове Божием; 2) также и дома заниматься молитвою и чтением или разговорами душеспасительными; 3) посвящать Богу часть от своего имущества и употреблять это на нужды Церкви и служащих ей и на благотворение неимущим; посещать больных и заключенных в темницах и делать другие дела любви христианской.

547. Но такие дела можно делать и в рабочие дни - и хорошо, кто может это делать. А кому препятствует работа, те по крайней мере праздничные дни должны освящать такими делами. Молиться же непременно следует каждый день утром и вечером, перед обедом и ужином и после них и, по возможности, в начале и по окончании всякого дела.

548. Те, кто в праздники позволяет себе нескромные игры (или развлечения. - Ред.) и зрелища, светские песни, невоздержанность в пище и питии, - такие люди весьма оскорбляют святость праздников. Ибо если невинные и для временной жизни полезные работы не сообразуются с днями святыми, то тем более - дела бесполезные, плотские и порочные.

549. Когда четвертая заповедь говорит о шестидневном делании, то она, без сомнения, осуждает тех, кто в простые дни не занимается делами, соответствующими их званию, но проводит время в праздности и рассеянности.


О пятой заповеди

550. Пятая заповедь предписывает особые обязанности по отношению к родителям, учит почитанию их: 1) почтительно обходиться с ними; 2) повиноваться им; 3) питать и покоить их во время болезни и старости; 4) после их смерти, также как и при жизни, молиться о спасении их душ и верно исполнять их завещания, не противоречащие Закону Божию и гражданскому (см. 2 Мак. 12, 43-44; Иер. 35, 18-19; святого Иоанна Дамаскина. Слово об усопших).

551. Следует так рассуждать о тяжести греха непочтения к родителям. Насколько легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью, настолько тяжел грех непочитания их. Поэтому в законе Моисеевом за злословие по отношению к отцу или матери полагалась смертная казнь (см. Исх. 21, 16).

552. К заповеди о почитании родителей присоединено обещание благополучия и долголетней жизни. Это сделано для того, чтобы очевидной наградой еще более побудить к исполнению такой заповеди, на которой утверждается порядок, во-первых, семейной, а, во-вторых, и общественной жизни.

553. Это обещание исполняется следующим образом. Примеры древних патриархов или праотцов по называют, что Бог дает особую силу благословению родителей (см. Быт., гл. 27). Благословение отчее утверждает домы чад (Сир. 3, 9). Бог, по премудрому и праведному Своему Провидению, особенно хранит жизнь и устраивает благополучие тех, кто почитает родителей на земле; и, как совершенную награду за совершенную добродетель, дарует бессмертную и блаженную жизнь в Отечестве Небесном.

554. В заповедях, в которых предписывается любовь к ближним, прежде всего упоминается о родителях, потому что родители, естественно, к нам ближе всех.

555. В пятой заповеди под наименованием родителей следует понимать всех, кто в разном отношении бывает для нас вместо родителей.

556. Вместо родителей для нас являются:

1) государственная власть и Отечество, потому что государство есть великое семейство, в котором мы все-дети нашего Отечества; 2) пастыри и учители духовные, потому что они учением и Таинствами рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в пей; 3) старшие по возрасту; 4) благодетели; 5) начальствующие в разных отношениях.

557. Священное Писание так говорит о почтении к государственной власти. Всякая душа властвм предержащим да повинуется. Несть 6о власть, аще не от Бога (нет власти не от Бога.- Ред.); сущия мое власти от Бога учинены суть (установлены. - Ред.). Темже (поэтому.- Ред.) противляяся власти, Божию повелению противляется (Рим. 13, 1-2). Темже потреба (и потому надо.- Ред.) повиноватися не токмо за гнев (не только из страха. - Ред.), но и за совесть (Рим. 13, 5). Бойся Бога, сыне, и царя и ни единому мое их противися (Притч. 24, 21). Воздадите убо кесарева кесареви и Божия Богови (Мф. 22, 21). Бога бойтеся, царя чтите (1 Пет. 2, 17).

558. Наша любовь к Отечеству должна простираться до готовности положить за пего жизнь свою (см. Ип. 15, 13).

559. Священное Писание о. почтении к пастырям и учителям духовным говорит так: Повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся, тии 6о бдят (они неусыпно пекутся. - Ред.) о душах ваших, яко слово воздати хотяще (как обязанные дать отчет. - Ред.): да с радостию сие творят, а не воздыхающе: несть бо полезно вам сие (Евр. 13, 17).

560. В Священном Писании есть особое указание почитать старших по возрасту, так же, как и родителей. Апостол Павел пишет к апостолу Тимофею: Старца не укоряй, но умоляй, якоже (как. - Ред.) отца: юноши, якоже братию, старицы, якоже матери (1 Тим. 5, 1-2). Пред лицем седого востани (вставай. - Ред.), и почти лице старчо, и да убоишися Господа Бога твоего (Лев. 19, 32).

561. Удостовериться, что благодетелей следует почитать, как родителей, можно на примере Самого Господа Иисуса Христа, Который бе повинуяся Иосифу, несмотря на то, что Иосиф не был Его родителем, а только воспитателем (см. Лк. 2, 51).

562. Есть еще начальствующие, которых следует почитать после родителей, подобно им. Это те, кто вместо родителей печется о нашем воспитании, то есть начальствующие в училищах и наставники; кто охраняет нас от беспорядков и неустройства в обществе, то есть начальники гражданские; те, кто защищает нас от обид силой законов, то есть судьи; те, кому государственная власть вверяет сохранение и защиту общественной безопасности от врагов, то есть начальники военные.

563. В Священном Писании об обязанностях по отношению к начальникам разного рода говорится: Воздадите всем должная: емуже убо урок, урок; а ему же дань, дань (кому подать, подать; кому оброк, оброк. - Ред.); а емуже страх, страх; и емуже честь, честь (Рим. 13, 7).

564. Священное Писание так говорит о подчиненности служителей и рабов* господам: Раби, послушайте господий своих (повинуйтесь господам своим. - Ред.) по плоти, со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, якоже и Христа (как Христу. - Ред.); не пред очима точию работающе, яко человекоугодницы, но якоже раби Христовы, творяще (исполняя. - Ред.) волю Божию от души (Еф. 6, 5-6). Раби (слуги. - Ред.), повинуйтеся во всяком страсе владыкам, не токмо благим (добрым. - Ред.) и кротким, но и строптивым (суровым. - Ред.) (1 Пет. 2, 18).

* Раб - обитатель, житель, слуга, невольник, служитель, человек, безусловно покорный чьей-либо воле или находящийся в чьей-либо полной зависимости, лишенный социальных прав. Объем понятия "раб" не исчерпывается данными значениями. Они приводятся в словарях церковнославянского и древнерусского языка и словарных материалах священника Григория Дьяченко, Владимира Ивановича Даля, Измаила Ивановича Срезневского, в Богословской и других энциклопедиях. - Ред.

565. Священное Писание предписывает обязанности и к детям, соответственно обязанностям в отношении родителей. Отцы, не раздражайте чад своих, но воспитывайте их в наказании (наставлении. - Ред.) и учении Господни. (Еф. 6, 4).

566. Священное Писание о должности (о долге, обязанности. - Ред.) пастырей (по отношению. - Ред.) к духовной пастве говорит так: Пасите еже в вас стадо Божие, посещающе не нуждею, но волею и по Бозг (надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно. - Ред.): ниже неправедными прибытки (не для гнусной корысти. - Ред.), но усердно: ни яко обладающе причту, но образи бывайте стаду (и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду. - Ред.) (1 Пет. 5, 2-3).

567. Священное Писание о должности начальствующих и владеющих говорит так: Господие, правду и уравнение рабом подавайте (оказывайте рабам должное и справедливое. - Ред.), ведяще, яко и вы имате Господа на Небесех (Кол. 4, 1).

568. Если случится, что родители или начальники потребуют чего-либо противоречащего вере или Закону Божию, тогда следует сказать им, как сказали апостолы начальникам иудейским: Аще праведно есть (если справедливо. - Ред.) пред Богом вас послушатц паче, нежели (более, чем. - Ред.) Бога, судите. И следует претерпеть за веру и Закон Божий всё, что бы ни последовало (см. Деян. 4, 19).

569. Качество или добродетель, которой требует пятая заповедь, называется послушанием.


Администрация сайта
Награды пользователя
загрузка наград ...

Форум » Почитать » Интересные материалы » О Любви. О Заповедях Моисеевых. Первая, вторая, третья, четв
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: