Православный Ортодокс - Учение о Блаженстве. О Заповедях Блаженства - Форум

Учение о Блаженстве. О Заповедях Блаженства - ФорумПодписаться на рассылку

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: rob3k, ximcx  
Форум » Почитать » Интересные материалы » Учение о Блаженстве. О Заповедях Блаженства
Учение о Блаженстве. О Заповедях Блаженства
rob3kДата: Суббота, 29.05.2010, 20:16 | Сообщение # 1
Я тут Главный!
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
« 250 »
Статус: Скоро будет
Учение о блаженстве

431. Чтобы утвердиться в надежде спасения и блаженства, к Молитве следует присоединить собственный подвиг для достижения блаженства. Об этом говорит Сам Господь: Что Мя зовете: Господи, Господи, и не творите, яже глаголю? (Лк. 6, 46). Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но отворяй волю Отца Моего, Иже есть на Небесех (Мф. 7, 21).

432. Руководством в этом подвиге может быть учение Господа нашего Иисуса Христа, сокращенно предложенное в Его изречениях о блаженстве.

433. Таких изречений девять: 1. Блажени нищий духом, яко тех есть Царствие Небесное. 2. Блажени плачущий, яко тии утешатся. 3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. 4. Блажени алчущий и жаждущии правды, яко тии насытятся. 5. Блажени милостивии, яко тии помилованы будут. 6. Блажени чистим сердцем, яко тии Бога у зрят. 7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. 8. Блажени изгнани правды, ради, яко тех есть Царствие Небесное. 9. Блажени есте, егда поносят вам и ижденут, ирекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша много на небесех (Мф. 5, 3-12).

434. Обо всех этих изречениях, для правильного их понимания, следует заметить, что Господь предложил в них учение о достижении блаженства так, как именно говорит Евангелие: Отверз уста Своя, учаше. Но будучи кротким и смиренным сердцем. Он предложил учение Свое, не повелевая, а ублажая тех, кто свободно примет и будет исполнять его. Поэтому в каждом изречении о блаженстве рассматривать следует, во-первых, учение, или заповедь, во-вторых, ублажение, или обещание награды.


О первой заповеди Блаженства

435. Первая заповедь Господня для достижения блаженства-желающие блаженства должны быть нищими духом.

436. Быть нищим духом означает иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго мы не можем сделать без Божией помощи и благодати; и таким образом, должны считать, что мы - ничто и во всем прибегать к милосердию Божию. Кратко, по объяснению святого Иоанна Златоуста, нищета духовная есть смиренномудрие (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15).

437. Быть нищими духом, без сомнения, могут и богатые, если придут к мысли, что видимое богатство тленно и скоропреходяще и что оно не заменяет недостатка благ духовных. Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (а душе своей повредит. - Ред.)? Или что даст человек измену (какой выкуп. - Ред.) за душу свою? (Мф. 16, 26).

438. Нищета телесная может послужить к совершенству нищеты духовной, если христианин избирает ее добровольно, для Бога. Об этом сказал Сам Господь Иисус Христос богатому: Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на Небеси, и гряди в след Мене (Мф. 19, 21).

439. Нищим духом Господь обещает Царство Небесное.

440. Царство Небесное принадлежит им в настоящей жизни внутренне и предначинательно, через посредство веры и надежды, а в будущей - совершительно, посредством участия в блаженстве вечном.


О второй заповеди Блаженства

441. Вторая заповедь Господня для блаженства- желающие блаженства должны быть плачущими.

442. В этой заповеди следует понимать под наименованием плача печаль и сокрушение сердца и действительные слезы о том, что мы несовершенно и недостойно служим Господу или даже заслуживаем Его гнев нашими грехами. Печаль бо, яже по Боае, покаяние o нераскаянно во спасение соделовает (печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению. - Ред.): а сего мира печаль смерть соделовает (2 Кор. 7, 10).

443. Господь особенно обещает плачущим, что они утешатся.

444. Здесь разумеется утешение благодатное, состоящее в прощении грехов и в мире (в умиротворенной. - Ред.) совести.

445. Это обещание соединено с заповедью о плаче для того, чтобы печаль о грехах не доходила до отчаяния.


О третьей заповеди блаженства

446. Третья заповедь Господия для блаженства-желающие блаженства должны быть кроткими.

447. Кротость есть тихое расположение духа, соединенное с осторожностью, дабы никого не раздражать и ничем не раздражаться.

448. Особые действия кротости христианской: не роптать не только на Бога, но и на людей, и когда происходит что-либо, что против желаний наших, не предаваться гневу, не превозноситься.

449. Господь обещает кротким, что они наследуют землю.

450. Это обещание нужно понимать так, что в отношении последователей Христовых оно вообще есть предсказание, которое исполнилось буквально, ибо постоянно кроткие христиане вместо того, чтобы быть истребленными яростью язычников, наследовали вселенную, которой прежде обладали язычники.

Кроме того, значение этого обетования по отношению к христианам вообще и к каждому в частности есть то, что они получат наследие, по выражению Псалмопевца, на земли живых, там, где живут и не умирают, то есть получат вечное блаженство (см. Пс. 26, 13).


О четвертой заповеди Блаженства

451. Четвертая заповедь Господня для блаженства - желающие блаженства должны быть алчущими и жаждущими правды.

452. Хотя следует понимать под именем правды всякую добродетель, которую христианин должен желать как пищу и питие, но преимущественно нужно подразумевать ту правду, о которой в пророчестве Даниила сказано: Приведется правда вечная, то есть совершится оправдание человека, виновного перед Богом, - оправдание посредством благодати и веры в Господа Иисуса Христа (Дан. 9, 24).

Об этой правде говорит апостол Павел: Правда Божия верою Иисус Христовою во всех и на всех верующих: месть бо разнствия (различия. - Ред.), вси бо согрешиша и лишени суть славы Божия: оправдаеми туне (даром. - Ред.) благодатию Его, избавлением (искуплением. - Ред.), еже о Христе Иисусе, Егоже предположи Бог очищение верою в крови Его (Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его. - Ред.), в явление правды Своея, за отпущение (в прощение. - Ред.) прежде бывших грехов (Рим. 3,22-25).

453. Алчущие и жаждущие правды - это те, кто, любят делать добро, но не считают себя праведниками, не полагаются на свои добрые дела, но признают себя грешными и виновными перед Богом и кто желанием и молитвой веры, как духовной пищи и пития, алчут и жаждут благодатного оправдания через Иисуса Христа.

454. Господь обещает алчущим и жаждущим правды, что они насытятся.

455. Здесь насыщение означает следующее. Подобно тому, как насыщение телесное приносит, во-первых, прекращение чувства голода и жажды, во-вторых, подкрепление тела пищей; насыщение духовное означает, во-первых, внутреннее успокоение помилованного грешника, во-вторых, приобретение силы для делания добра, а эта сила подается благодатью оправдывающей. Впрочем, совершенное насыщение души, сотворенной для наслаждения бесконечным благом, последует в жизни вечной, по изречению Псалмопевца: Насыщуся, внегда явитимися славе Твоей (когда откроется слава Твоя. - Ред.) (Пс. 16, 15).


О пятой заповеди Блаженства

456. Пятая заповедь Господня для блаженства- желающие блаженства должны быть милостивы.

457. Исполнять эту заповедь следует посредством дел милости - телесных и духовных. Ибо, как говорит святой Иоанн Златоуст, различен милования образ и широка заповедь сия (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15).

458. Дела милости телесные таковы. 1. Алчущего напитать. 2. Жаждущего напоить. 3. Одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой и приличной одежде. 4. Посетить находящегося в темнице (в заключении. - Ред.). 5. Посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти. 6. Странника принять в дом и предоставить отдых. 7, Погребать умерших в убожестве (в бедности, в нищете. - Ред.).

459. Духовные дела милости суть следующие.

1. Увещанием обратить грешника от заблуждения пути его (от ложного пути его. - Ред.) (Иак. 5, 20).

2. Неведущего научить истине и добру. 3. Подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или в случае незамечаемой им опасности. 4. Молиться о нем Богу. 5. Утешить печального.

6. Не воздавать за зло, которое сделали нам другие.

7. От всего сердца прощать обиды.

460. Не противоречит заповеди о милости то, если по правосудию наказывают виновного, если делают это по долгу и с добрым намерением, то есть чтобы исправить его или чтобы оградить невиновных от его преступлений.

461. Господь обещает милостивым то, что они помиловани будут.

462. Здесь подразумевается помилование от вечного за грехи осуждения на Суде Божием.


О шестой заповеди Блаженства

463. Шестая заповедь Господня для блаженства- желающие блаженства должны быть чисты сердцем.

464. Чистоты сердца-это не совсем то же, что чистосердечие. Чистосердечие, или искренность, согласно которой человек не показывает лицемерно добрых расположений, не имея их в сердце, но добрые расположения сердца проявляет в добрых поступках, есть только низшая степень чистоты сердца. Этой последней человек достигает постоянным и неослабным подвигом бдения над самим собой, изгоняя из сердца своего всякое незаконное желание и помышление и всякое пристрастие к земным предметам и непрестанно сохраняя в сердце памятование о Боге и Господе Иисусе Христе с верой и любовью.

465. Господь обещает чистым сердцем, что они Бога узрят.

466. Это обещание следует понимать так, что слово Божие уподобляет сердце человеческое оку и приписывает совершенным христианам просвещенна очеса сердца (Еф. 1, 18). Как чистое око способно видеть свет, так чистое сердце способно созерцать Бога. Поскольку же лицезрение Божие есть источник вечного блаженства, то обещание узреть (увидеть) Бога есть обещание высокой степени блаженства вечного.


О седьмой заповеди Блаженства

467. Седьмая заповедь Господня для блаженства- желающие блаженства должны быть миротворцы.

468. Исполнять эту заповедь нужно так. Мы должны поступать со всеми дружелюбно и не подавать повода к несогласию; случившееся несогласие всевозможными средствами прекращать, даже поступаясь нашим правом, если только это не противоречит долгу и ни для кого не вредно; стараться и других враждующих между собой примирять постольку, поскольку имеем возможность, а если не можем, то молить Бога об их примирении.

469. Господь обещает миротворцам то, что они нарекутся сынами Божиими.

470. Это обещание означает высоту подвига миротворцев и уготованной им награды. Поскольку они подвигом своим подражают Единородному Сыну Божию, пришедшему на землю примирить согрешившего человека с правосудием Божиим, то им обещается благодатное имя сынов Божиих и, без сомнения, достойная этого имени степень блаженства.


О восьмой заповеди Блаженства

471. Восьмая заповедь Господня для блаженства- желающие блаженства должны быть готовы претерпеть гонение за правду, не изменяя ей.

472. Этой заповедью требуются следующие качества. Правдолюбие, постоянство и твердость в добродетели, мужество и терпение, если кто-либо подвергается бедствию или опасности за то, что не хочет изменить истине и добродетели.

473. Господь обещает гонимым за правду Царство Небесное как бы взамен того, чего лишаются они через гонение, подобно тому как оно обещано нищим духом в восполнение чувства недостатка и скудости.


О девятой заповеди Блаженства

474. Девятая заповедь Господня для блаженства- желающие блаженства должны быть готовы с радостью принять поношение, гонение, бедствие и самую смерть за имя Христово и за истинную православную веру.

475. Подвиг, согласно этой заповеди, называется подвигом мученическим.

476. Господь обещает за этот подвиг великую награду на Небесах, то есть преимущественную и высокую степень блаженства.


Администрация сайта
Награды пользователя
загрузка наград ...

Форум » Почитать » Интересные материалы » Учение о Блаженстве. О Заповедях Блаженства
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: