Православный Ортодокс - От редакции. Сокращения. Введение. Об Откровении, Священном - Форум

От редакции. Сокращения. Введение. Об Откровении, Священном - ФорумПодписаться на рассылку

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: rob3k, ximcx  
Форум » Почитать » Интересные материалы » От редакции. Сокращения. Введение. Об Откровении, Священном
От редакции. Сокращения. Введение. Об Откровении, Священном
rob3kДата: Суббота, 29.05.2010, 20:17 | Сообщение # 1
Я тут Главный!
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
« 250 »
Статус: Скоро будет
Помещенная на нашем сайте редакция катихизиса взята из календаря Московской Патриархии за 1991 год

Примечание редактора. Настоящая публикация-это "Пространный христианский катихизис Православныя Кафолическия Восточныя Церкви, разсматриванный и одобренный Святейшим Правительствующим Синодом и изданный для преподавания в училищах и для употребления всех православных христиан". Москва, Синодальная типография, 1913. Этот катихизис обычно называют "Филаретовским": его составил по поручению Синода Преосвященный митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов; † 1867).

В данном случае орфография текста изменена применительно к современной практике, проведена замена многих грамматических архаизмов, даны некоторые уточнения-все это делалось с таким расчетом, чтобы не изменить содержания и не исказить смысла текста.

Принцип подачи текста катихизиса (а он представляет собой классическую диалоговую схему: вопрос-ответ) несколько изменен: сняты вопросы и соответственно буквенные обозначения вопросов и ответов ("В" и "О") и оставлены только ответы. В тех случаях, когда вопрос был органически связан с ответом и механическое снятие вопроса отражалось на понимании ответа, содержание вопроса соединялось с текстом ответа.

Введена (чего не было в катихизисе) сплошная нумерация каждого из положений катихизиса.

Цитаты из Священного Писания и из творений святых отцов оставлены, как и в издании 1913 года, на церковнославянском языке, однако трудные для понимания слова и словосочетания даны с переводами их на русский язык.

Сокращения названий книг Священного Писания Нового Завета:

Евангелие: Мф. - от Матфея, Мк. - от Марка, Лк. - от Луки, Ин. - от Иоанна;

Деян. - Деяния святых ап остолов;

Послания апостолов: Иак.-Иакова, 1 Пет.-1-е Петра, 2 Пет.-2-е Петра, 1 Ин.-1-е Иоанна, 2 Ин.-2-е Иоанна, 3 Ин.-3-е Иоанна, Иуд.-Иуды; Послания ап. Павла: Рим.-к римлянам, 1 Кор.-1-е к коринфянам, 2 Кор.-2-е к коринфянам, Гал.-к галатам, Еф.-к ефесянам, Флп.-к филиппийцам, Кол.-к колоссянам, 1 Сол.-1-е к солунянам, 2 Сол.-2-е к солунянам, 1 Тим.-1-е к Тимофею, 2 Тим.-2-е к Тимофею, Тит.-к Титу, Флм.-к Филимону, Евр.-к евреям.

Апок.-Апокалипсис (с греч. яз.-Откровение)

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТИХИЗИС

Образ имей здравых словес, ихже от мене слышал оси, в вере и любви, яже о Христе Иисусе (2 Тим. 1, 13)


ВВЕДЕНИЕ

Предварительные понятия

1. Православный катихизис есть наставление православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души.

2. Катихизис в переводе с греческого языка значит оглашение, изустное наставление, а в соответствии с употреблением со времен апостольских этим словом обозначается первоначальное учение о православной вере христианской, всякому христианину необходимое (см. Лк. 1, 4, Деян. 18, 25).

3. Для благоугождения Богу и для спасения души нужно, во-первых, познание Истинного Бога и правая вера в Него; во-вторых, жизнь по вере и добрые дела.

4. Вера нужна потому, что, как свидетельствует слово Божие, без веры не возможно угодити Богу (Евр. 11, 6).

5. С верой должны быть нераздельны жизнь по вере и добрые дела, потому что, как свидетельствует слово Божие, вера без дел мертва есть (Иак. 2, 20).

6. По объяснению святого апостола Павла, вера есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых (Евр. 11, 1). То есть уверенность в невидимом - как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом - как в настоящем.

7. Различие между знанием и верой заключается в том, что знание имеет предметом видимое и постигамое, а вера - невидимое и даже непостижимое. Знание основывается на опыте или исследовании предмета, а вера - на доверии к свидетельству истины. Знание принадлежит уму, хотя может действовать и на сердце; вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается в мыслях.

8. В учении благочестия требуется не только знание, но и вера, потому что главный предмет этого учения есть Бог, Невидимый и Непостижимый, и Премудрость Божия, в тайне сокровенная. Поэтому многие части этого учения не могут быть объяты знанием разума, по могут быть приняты верой. Вера, - говорит святой Кирилл Иерусалимский, - есть око, озаряющее всякую совесть; она сообщает человеку ведение. Ибо, - говорит пророк, - аще не уверите, не имате разумети (Ис. 7, 9) (Огласительное поучение, 5).

9. Святой Кирилл объясняет необходимость веры еще таким образом: Не только у нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире даже людьми чуждыми Церкви, совершается верою. На вере утверждается земледелие: ибо кто не верит тому, что соберет произрастшие плоды, тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда, вверив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии, земле, предают самих себя неизвестным надеждам и имеют при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря (Огласительное поучение, 5).

Об Откровении Божественном

10. Учение православной веры мы черпаем из Откровения Божественного.

11. Под наименованием Божественного Откровения разумеется то, что Сам Бог открыл людям, чтобы они могли право и спасительно веровать в Него и достойно чтить Его.

12. Бог дал такое Откровение для всех людей, как всем нужное и спасительное, но поскольку не все люди способны непосредственно принять Откровение от Бога, то Он избрал особых провозвестников Откровения Своего, которые передали бы его всем людям, желающим его принять.

13. Не все люди способны непосредственно принять Откровение от Бога по греховной нечистоте и немощи духа и тела.

14. Провозвестниками Откровения Божия были Адам, Ной, Авраам, Моисей и другие пророки. Они приняли и проповедовали начала Откровения Божия; в полноте же и совершенстве принес на землю Откровение Божие Воплощенный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, и распространил его по вселенной через Своих учеников и апостолов.

Апостол Павел говорит в начале своего Послания к евреям: Многочастне и многообразие древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, Егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори (Евр. 1, 1-2).

Тот же апостол пишет к коринфянам: Глаголем премудрость Божию, в тайне сокровенную, юже предустави Бог прежде век в славу нашу, юже никтоже от князей века сего разуме: нам же Бог открыл есть Духом Своим. Дух бо вся испытует, и глубины Божия (1 Кор. 2, 7-8; 10).

Евангелист Иоанн пишет в Евангелии: Бога никтоже виде нигдеже, Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда (Ин. 1, 18).

Сам Иисус Христос говорит: Никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти (Мф. 11, 27).

15. Человек может познавать Бога из рассматривания (исследования.-Ред.) сотворенных Богом вещей; но это познание бывает несовершенным и недостаточным и может служить только приготовлением к вере или некоторым пособием к познанию Бога из Его Откровения.

Невидимая бо Его от создания мира творенъми помышляема, видима суть, и присносущная сила Его и Божество (Рим. 1, 20).

Сотворил есть от единыя крове весь язык человечь, жити по всему лицу земному, уставив предучиненная времена и пределы селения их, взыскати Господа, да поне осяжут Его и обрящут, яко не далече от единого коегождо нас суща. О Нем бо живем, и движежя, и есмы (Деян. 17, 26-28).

В разсуждении веры в Бога предшествует помышление то, что Бог есть, которое (помышление) мы снискиваем чрез сотворенные вещи. Прилежно разсматривая творение мира, познаем, что Бог Премудр, Всемогущ, Благ; познаем также и все невидимыя Его свойства. Таким образом Его яко Верховного Правителя приемлем. Поелику всего мира Творец есть Бог, а мы составляем часть мира, следственно. Бог есть Творец и наш. За сим познанием следует вера, и за сей верою поклонение (Василия Великого, Послание 232).

О Священном Предании и Священном Писании

16. Божественное Откровение распространяется между людьми и сохраняется в истинной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания.

17. Под наименованием Священного Предания понимается то, что истинно верующие и чтущие Бог словом и примером передают один другому и предки потомкам - учение веры, Закон Божий, таинства и священные обряды.

18. Все истинно верующие, соединенные Священным Преданием веры, в совокупности и преемственно, по устроению Божию, составляют Церковь, которая и есть верное хранилище Священного Предания, или, по изречению святого апостола Павла, Церковь Бога жива, столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15).

Святой Ириней пишет: Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви. И в нее, как бы в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нея питие жизни. Она есть дверь жизни (Против ересей, кн. 3, гл. 4)

19. Священным Писанием называются книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Обычно эти книги называются Библией.

20. Слово Библия - греческое. Оно значит: Книги. Этим названием выражается то, что священные книги преимущественно перед всеми прочими достойны внимания.

21. Древнейший и первоначальный способ распространения Откровения Божия есть Священное Предание. От Адама до Моисея не было священных книг. Сам Господь наш Иисус Христос Божественное учение Свое и установления передал учение Свое словом и примером, а не книгой. Тем же способом сначала и апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову. Необходимость Предания видна и из того, что книгами пользоваться могут не все, а Преданием - все.

22. Священное Писание дано для того, чтобы Откровение Божие сохранилось более точно и неизменно. В Священном Писании мы читаем слова пророков и апостолов точно так, как бы мы с ними жили и слышали, несмотря на то, что священные книги написаны за несколько веков или тысячелетий до нашего времени.

23. Мы должны соблюдать Священное Предание с Божественным Откровением и Священным Писанием согласное, как учит этому само Священное Писание. Апостол Павел пишет: Темже убо, братие стойте и держите предания, имже научистеся и словом или посланием нашим (2 Сол. 2, 15).

24. Предание нужно и теперь для руководства к правильному пониманию Священного Писания, для правильного совершения таинств и для соблюдения священных обрядов в чистоте первоначального установления.

Святой Василий Великий говорит об этом следующее: Из соблюденных в Церкви догматов и проповеданий, некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от Апостольского предания, по преежтву в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия, и сему не станет противоречить никто, хотя мало сведущий в установлениях церковных. Ибо ежели отважижя отвергать неписанные обычаи, как будто не великую важность имеющие, то неприметно повредим Евангелию в самом главном, или паче, от проповеди апостольской оставим пустое имя. Например, упомянем всего прежде о первом и самом общем: чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменались образом Креста, кто учил писанием? К востоку обращаться в молитве какое писание нас научило? Слова призывания в преложении Хлеба Евхаристии и Чаши Благословения, кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуежя теми словами, которыя Апостол или Евангелие упоминает, но и прежде их, и после произносим и другия, как имеющий великую силу для Таинства, приняв оныя от неписаннаго учения. По какому также писанию благословляем и воду Крещения, и елей Помазания, еще же и самого крещаемаго? Не по умолчанному ли и тайному преданию? Что еще? Самому помазыванию елеем какое написанное слово научило нас? Откуда и троекратное погружение человека? И прочее относящееся к Крещению, отрицаться сатаны и ангелов его, из какого взято писания? Не из сего ли необнародываемаго и неизрекаемаго учения, которое отцы наши сохранили в недоступном любопытству и выведыванию молчании, быв основательно научены молчанием охранять святыню таинств? Ибо какое было бы приличие писанием оглашать учение о том, на что некрещеным и воззреть не позволительно? (Правило 97, О Святом Духе, гл. 27).

О Священном Писании

25. Священные книги написаны в разные времена. Одни до Рождества Христова, а другие - после.

26. Эти два раздела Священных книг имеют особые названия. Те Священные книги, которые написаны до Рождества Христова, называются книгами Ветхого Завета; а те, которые написаны после Рождества Христова, называются книгами Нового Завета.

27. Ветхий и Новый Завет-это, иначе сказать, древний союз Бога с человеком и новый союз Бога с человеком.

28. Ветхий Завет состоял в том, что Бог обещал даровать людям Божественного Спасителя и готовил их к Его принятию.

29. Бог готовил людей к принятию Спасителя через постепенные откровения, через пророчества и преобразования.

30. Новый Завет состоит в том, что Бог действительно даровал людям Божественного Спасителя, Единородного Сына Своего Иисуса Христа.

31. Святой Кирилл Иерусалимский, святой Афанасий Великий и святой Иоанн Дамаскин принимают число Священных книг Ветхого Завета - двадцать две, применительно к тому, как их считают евреи на своем первоначальном языке (см. Афанасия, послание

39. праздничное. Иоанна Дамаскина, Богословие, кн. 4, гл. 17).

32. Счисление (счет.-Ред.) евреев достойно внимания потому, что, как говорит апостол Павел, вверена быша им словеса Божия, и новозаветная христианская Церковь приняла ветхозаветные Священные книги от ветхозаветной Церкви еврейской (Рим. 3, 2).

33. Ветхозаветные книги святой Кирилл и святой Афанасий исчисляют следующим образом: 1. Книга Бытия. 2. Исход. 3. Левит. 4. Числа. 5. Второзаконие. 6. Книга Иисуса Навина. 7. Книга Судей и вместе с ней, как бы ее прибавление, книга Руфи. 8. Первая и вторая книги Царств, как две части одной книги. 9. Третья и четвертая книги Царств. 10. Первая и вторая книги Паралипоменон. 11. Книга Ездры первая и вторая его же, или, по греческому надписанию, книга Неемии. 12. Есфирь. 13. Книга Иова. 14. Псалтирь. 15. Притчи Соломона. 16. Екклезиаст, его же. 17. Песнь песней, его же. 18. Книга пророка Исаии. 19. Книга пророка Иеремии. 20. Книга пророка Иезекииля. 21. Книга пророка Даниила. 22. Книги двенадцати пророков.

34. В этом перечне ветхозаветных книг не упомянуто о книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, и о некоторых других, потому что их нет на еврейском языке.

35. Мы должны принимать эти последние книги. О них Афанасий Великий говорит: они назначены отцами для чтения вступающим в Церковь.

36. По содержанию ветхозаветные книги можно разделить на четыре следующих разряда: 1. Книги законоположительные, которые составляют главное основание Ветхого Завета. 2. Исторические, которые содержат преимущественно историю благочестия. 3. Учительные, которые содержат учение благочестия. 4. Пророческие, которые содержат пророчества или предсказания о будущем, и особенно об Иисусе Христе.

37. Законоположительных книг - пять, написанных пророком Моисеем: книга Бытия, Исход, Левит, Числ, Второзаконие. Сам Иисус Христос дает этим книгам общее наименование-Закона Моисеева (см. Лк. 24, 44).

38. Книга Бытия содержит повествование о сотворении мира и человека, а также историю и установление благочестия в первые времена рода человеческого.

39. Другие четыре книги Моисеевы содержат историю благочестия во времена пророка Моисея и через него данный от Бога закон.

40. Исторические книги Ветхого Завета - это книги: Иисуса Навина, Судей, Руфи, Царств, Паралипо менон, книги Ездры, книги Неемии и Есфири.

41. Учительные книги - это книга Иова, Псалтирь и книги Соломоновы.

42. Псалтирь вместе с учением благочестия содержит также указания на его историю и многие пророчества о Христе Спасителе. Она является превосходным руководством к молитве и прославлению Бога и потому непрестанно употребляется в церковном богослужении.

43. Книги пророческие - это книги пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и двенадцати прочих.

44. Книг Нового Завета - двадцать семь.

45. Законоположительными книгами, то есть преимущественно составляющими основание Нового Завета, справедливо можно назвать Евангелие, которое составляют четыре книги евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

46. Слово Евангелие - греческое, оно означает Благовестие, то есть добрую или радостную весть.

47. Книги, называемые Евангелием, благовествуют о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, о Его пришествии на землю, о Его житии на земле, о чудесных Его деяниях и спасительном учении, наконец, о Его Крестной смерти, славном Воскресении и Вознесении на Небо.

48. Эти книги названы Евангелием, потому что для людей не может быть лучшей и более радостной вести, чем весть о Божественном Спасителе и о вечном спасении. Потому-то и чтение Евангелия в Церкви каждый раз предваряется и сопровождается радостным восклицанием: Слава Тебе, Господи, слава Тебе!

49. Среди новозаветных книг есть книга историческая, а именно: книга Деяний святых апостолов.

50. Она повествует о сошествии Святого Духа на апостолов и о распространении через них Церкви христианской.

51. Слово апостол значит посланник. Этим именем называются избранные ученики Господа нашего Иисуса Христа, которых Он послал проповедовать Евангелие.

52. Учительные книги Нового Завета - это семь Соборных посланий: одно апостола Иакова, два Петровых, три Иоанновых и одно Иудино и четырнадцать посланий апостола Павла: к Римлянам, к Коринфянам два, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колосянам, к Солунянам (или Фессалоникийцам.-Ред.) два, к Тимофею два, к Титу, к Филимону и к Евреям.

53. Среди книг Нового Завета есть и книга пророческая - это Апокалипсис.

54. В переводе с греческого языка слово это значит Откровение.

55. Эта книга содержит таинственное изображение будущей судьбы Церкви Христовой и всего мира.

56. При чтении Священного Писания нужно соблюдать следующее. Во-первых, необходимо читать его с благоговением, как слово Божие, и с молитвой о его понимании; во-вторых, с чистым намерением, для нашего наставления в вере и побуждения к добрым делам; в-третьих, понимать его следует в согласии с изъяснением Православной Церкви и святых отцов.

57. Когда Церковь предлагает учение Откровения Божия и Священного Писания людям, не знавшим его, то она представляет им следующие признаки того, что это есть истинное слово Божие: 1. Высоту этого учения, свидетельствующую о том, что оно не могло быть изобретено разумом человеческим. 2. Чистоту этого учения, показывающую, что оно произошло от чистейшего ума Божия. 3. Пророчества. 4. Чудеса. 5. Могущественное воздействие этого учения на сердца человеческие, свойственное только Божией силе.

58. Пророчества являются признаком истинного Откровения Божия, и это можно пояснить примером. Пророк Исаия предсказал рождение Христа Спасителя от Девы, чего естественный разум человеческий и помыслить не мог, и через несколько сот лет .после этого пророчества Господь наш Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии. Нельзя не видеть, что пророчество было словом Бога Всеведущего и что исполнение пророчества есть дело Бога Всемогущего. Посему и святой евангелист Матфей, повествуя о Рождестве Христовом, приводит пророчество Исаии: Сие же все бысть, да сбудется реченное от Господа пророком, глаголющим: се. Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог (Мф. 1, 22-23).

59. Чудеса - это дела, которые не могут быть сделаны ни силой, ни искусством человеческим, но только Всемогущей силой Божией. Например - воскресить мертвого.

60. Чудеса являются признаком истинного слова Божия. Кто творит истинные чудеса, тот действует силой Божией, следовательно, он угоден Богу и прияастен Духу Божию. А такому человеку свойственно говорить только чистую истину. И потому, когда он говорит именем Божиим, тогда через него, без сомнения, говорит слово Божие. Посему Сам Господь наш Иисус Христос признает чудеса важным свидетельством Своего Божественного посланничества: Дела, яже даде Мне Отец, да совершу я (их.-Ред.), та дела, яже Аз творю, свидетельствуют о Мне, яко Отец Мя посла (Ин. 5, 36).

61. Могущественное действие учения христианского особенно можно видеть на примере двенадцати апостолов, избранных из людей бедных, неученых, невысокого общественного положения, однако этим учением они победили и покорили Христу сильных, мудрых, богатых, царей и царства.


Администрация сайта
Награды пользователя
загрузка наград ...

Форум » Почитать » Интересные материалы » От редакции. Сокращения. Введение. Об Откровении, Священном
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: