Православный Ортодокс - О пятом, шестом, седьмом, восьмом и девятом членах Символа В - Форум

О пятом, шестом, седьмом, восьмом и девятом членах Символа В - ФорумПодписаться на рассылку

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: rob3k, ximcx  
Форум » Почитать » Интересные материалы » О пятом, шестом, седьмом, восьмом и девятом членах Символа В
О пятом, шестом, седьмом, восьмом и девятом членах Символа В
rob3kДата: Суббота, 29.05.2010, 20:19 | Сообщение # 1
Я тут Главный!
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
« 250 »
Статус: Скоро будет
О пятом члене

210. Господь Иисус Христос дал ближайшее доказательство тому, что страдания и смерть Его спасительны для нас, людей, тем, что Он воскрес, и этим положил основание и нашему блаженному воскресению. Ныне же Христос воста от мертвых. Начатой умершим бысть (1 Кор. 15, 20).

211. О том состоянии, в котором был Иисус Христос после смерти Своей и до Воскресения, говорится в следующем церковном песнопении: Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и духом, вся исполняли Неописанный.

212. Ад, с греческого языка, значит место, лишенное света. В христианском учении под этим названием понимается духовная темница, то есть состояние духов, грехом отторгнутых от лицезрения Божия и соединенных с ним света и блаженства (см. Иуд. 1, 6. Октоих, глас 5, стихиры 2, 4).

213. Господь Иисус Христос нисходил в ад для того, чтобы и там проповедовать победу над смертью и избавить души, которые с верой ожидали Его Пришествия.
214. Об этом в Священном Писании есть следующее свидетельство: Зане (потому что. - Ред.) и Христос единою (однажды. - Ред.) о гресех наших пострада, Праведник за неправедники, да приведет ны Богови: умерщвлен убо быв плотию, ожив же духом, о немже и сущим в темнице духовом сошед проповеди (1 Пет. 3, 18-19).

215. Слова Символа веры Воскресшаго в третий день по Писанием взяты из Послания к коринфянам: Предах бо вам исперва, еже и приях (я первоначально преподал вам, что и сам принял. - Ред.), яко (что. - Ред.) Христос умре грех наших ради, по Писанием; и яко погребен бысть, и яко воста (воскрес.- Ред.) в третий день по Писанием (1 Кор. 15, 3-4).

216. Словом по Писанию обозначается то, что Иисус Христос умер и воскрес именно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета.

217. Например, в 53-й главе книги пророка Исаии многими и подробными чертами изображены страдание и смерть Иисуса Христа: Той язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша; наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелехом (Ис. 53, 5). О Воскресении Христовом апостол Петр приводит слова псалма 15: Яко не оставиши души Моея во аде, ниже даси Преподобному (и не дашь святому. - Ред.) Твоему видети нетления (Деян. 2, 27).

218. В Писании Ветхого Завета есть указание и на то, что Иисусу Христу надлежало воскреснуть именно в третий день. Пророческий образ этого представлен пророком Ионой: И 6е (был. - Ред.) Иона во чреве китове три дни и три нощи (Иона, 2, 1).

219. О том, что Иисус Христос воскрес, люди узнали следующим образом: воины, которые стерегли гроб Его, с ужасом узнали об этом потому, что Ангел Господень отвалил камень, которым закрыт был Его гроб, и при этом произошло великое землетрясение. Ангелы также возвестили о Воскресении Христовом Марии Магдалине и некоторым другим. Сам Иисус Христос, в самый день Воскресения Своего, явился многим: мироносицам, апостолу Петру, двум ученикам, шедшим в Еммаус, и, наконец, всем апостолам в доме, двери которого были закрыты. Потом Он многократно являлся им в продолжение сорока дней; в один из дней Он явился более чем пятистам верных вместе (1 Кор. 15, 6).

220. Иисус Христос по Воскресении Своем являлся апостолам в течение сорока дней потому, что в это время Он продолжал учить их тайнам Царства Божия (Деян.1, 3).


О шестом члене

221. Указание па Вознесение Господне в шестом члене Символа заимствовано из следующих изречений Священного Писания: Сшедый, Той есть и Возшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая (дабы наполнить все. - Ред.) (Еф. 4, 10). Такова имамы (имеем. - Ред.) Первосвященника, Иже седе одесную Престола величествия на Небесех (Евр. 8, 1).

222. Иисус Христос вознесся па Небеса Человечеством, а Божеством Он всегда пребывал и пребывает на Небесах.

223. Сказано, что Иисус Христос седит одесную Бога Отца, но Бог Вездесущ. Это нужно понимать духовно, то есть Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом.


О седьмом члене

224. Священное Писание так говорит .о будущем Пришествии Христовом: Сей Иисус, вознесьшся от вас на Небо, такожде (таким же образом. - Ред.) приидет, имже образом видесте Его, идуща на Небо (Деяп. 1, 11). Это сказали апостолам Ангелы во время Вознесения Господия.

225. О будущем Суде Его Священное Писание говорит так: Грядет час, в оньже (наступит время, в которое. - Ред.) вси сущий во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота (жизни. - Ред.), а сотворшии злая в воскрешение суда (Ин. 5, 28-29). Это слова Самого Христа Спасителя.

226. Священное Писание так говорит о бесконечном (вечном. - Ред.) Царстве Его. Сей будет велий и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца (Лк. 1, 32-33). Это слова Ангела, обращенные к Богоматери.

227. Будущее Пришествие Христово будет весьма отличаться от прежнего. Пострадать за пас приходил Он в уничижении, а судить нас приидет во славе Своей, и вси святии Ангели с Ним (Мф. 25, 31).

228. Он будет судить всех людей без исключения.

229. Он будет судить так, что совесть каждого человека откроется перед всеми и обнаружатся не только все дела, какие кто сделал в продолжение всей своей жизни на земле, по и все сказанные слова, тайные желания и помышления. Приидет Господь, Иже во свете приведет тайная тьмы (осветит сокрытое во мраке. - Ред.), и объявит советы (намерения. - Ред.) сердечныя: и тогда похвала будет комуждо (каждому. - Ред.) от Бога (1 Кор. 4, 5).

230. Он, без сомнения, осудит пас и за худые слова или мысли, если не изгладим их покаянием, верой и исправлением жизни. Глаголю же вам: яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы (скажут люди. - Ред.), воздадят о нем слово (ответ. - Ред.) в День Судный (Мф. 12, 36).

231. Когда Господь Иисус Христос придет па суд- это неизвестно, и поэтому надо жить так, чтобы мы всегда были к этому готовы.

Не коснит (медлит. - Ред.) Господь (с исполнением. - Ред.) обетования, якоже нецыи коснение мнят (как некоторые считают это промедлением. - Ред.), но долготерпит на нас, не хотя, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут: приидет же день Господень, яко тать (вор. - Ред.) в нощи (2 Пет. 3, 9, 10).

Бдите убо, яко не весте (не знаете. - Ред.) дне ни часа, в оньже (в который. - Ред.) Сын Человеческий приидет (Мф. 25, 13).

232. В слове Божием открыты некоторые признаки близкого Пришествия Христова, а именно: уменьшение веры и любви между людьми, умножение пороков и бедствий, проповедание Евангелия всем народам, пришествие антихриста (см. Мф. гл. 24).

233. Антихрист-это противник Христу, который будет стараться истребить христианство, но вместо этого сам погибнет ужасным образом (см. 2 Фее. 2, 8).

234. Царствие Христово есть, во-первых, весь мир; во-вторых, все верующие на земле; в-третьих, все блаженные (то есть праведные, святые. - Ред.) па Небесах. Первое называют царством природы, второе царством благодати, а третье царством славы.

235. Слова Символа о том, что Царству Христову не будет конца, относятся к Царству Славы.


О восьмом члене

236. Дух Святой называется Господом в таком же смысле, как и Сын Божий, то есть Истинным Богом.

237. Об этом свидетельствует Священное Писание словами, которые сказал апостол Петр в обличение Анании: Почто исполни сатана сердце твое солгати Духу Святому? И далее: Не человеком солгал еси, но Богу (Деяп. 5, 3-4).

238. Дух Святой называется Животворящим, и это следует понимать так, что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает всему сотворенному жизнь, и особенно духовную жизнь-людям. Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие (Ин. 3,5).

239. О том, что Дух Святой исходит от Отца", мы знаем из следующих слов Самого Господа Иисуса Христа: Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух Истины, Иже от Отца исходит. Той свидетельствует о Мне (Ин. 15, 26).

240. Учение об исхождепии Святого Духа от Отца не может быть подвержено какому-либо изменению или дополнению. Во-первых, потому, что Православная Церковь в этом учении повторяет точные слова Самого Иисуса Христа; а Его слова, без сомнения, являются достаточным и совершенным выражением истины. Во-вторых, потому, что Второй Вселенский Собор, главным предметом которого было утверждение истинного учения о Святом Духе, без сомнения, удовлетворительно изложил это учение в Символе веры; и Кафолическая Церковь признала это столь решительно, что Третий Вселенский Собор своим седьмым правилом запретил составлять новый Символ веры. Поэтому святой Иоанн Дамаскин пишет: Духа Святого и из Отца быти глаголем и Духа Отча именуем: от Сына же Духа быти никакоже глаголем, но точию Его Духа Сыновня нарицаем (Богословие, кн. 1, гл. 11, ст. 4).

241. Духу Святому приличествуют поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном. Это видно из того, что Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28, 19).

242. В Символе веры сказано, что Дух Святой глаголал через пророков. Это сказано для обличения некоторых лжеучителей, которые говорили, что книги Ветхого Завета написаны не Духом Святым.

243. Священное Писание свидетельствует о том, что через пророков точно говорил Дух Святой. Апостол Петр пишет: Ни бо волею бысть когда человеком пророчество (никогда пророчество не произносилось по воле человека. - Ред.), но от Святого Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы (2 Пет. 1, 21).

244. Дух Святой говорил и через апостолов пророкам, говорит также апостол Петр: Открыся, яко не им самом, но нам служаху сия, яже ныне возвестишася вам (что ныне проповедано вам. - Ред.), благовествовавшими вам Духом Святым, посланным с небесе (1 Пет. 1, 12).

245. Об апостолах не упомянуто в Символе потому, что во время составления Символа никто не сомневался в богодухповенности апостолов.

246. Дух Святой открылся людям особым образом. Он сошел на апостолов в виде огненных языков в пятидесятый день по Воскресении Христовом.

247. Дух Святой и ныне сообщается всем истинным христианам. Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3, 16).

248. Соделаться причастным Святого Духа можно через усердную молитву и через Таинства. Аще убо вы зли суще (если вы, будучи злы. - Ред.), умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче (тем более. - Ред.) Отец, Имев с Небесе, даст Духа Святого просящим у Него (Лк. 11, 13). Егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже (которые. - Ред.) сотворихом мы, но по Своей Его милости, спасе нас банею пакибытия (омытием возрождения. - Ред.) и обновления Духа Святого, Егоже излия на нас обильно Иисус Христом Спасителем нашим (Тит. 3, 4-6).

249. Святой пророк Исаия указывает семь даров Духа Святого: дух страха Божия, дух познания, дух силы, дух совета, дух разумения, дух мудрости, дух Господень, или дар благочестия и вдохновения в высшей степени (см. Ис. 11, 1-3).


О девятом члене

250. Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой. Законом Божиим, священноначалием и Таинствами.

251. Веровать в Церковь - значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям с уверенностью, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от Единой Вечной Главы ее. Господа Иисуса Христа.

252. Церковь, которая видима, является предметом веры, тогда как вера, по апостолу, есть обличение невидимых (уверенность в невидимом. - Ред.). Во-первых, хотя Церковь и видима, но невидима усвоенная ей и освященным в ней (людям. - Ред.) благодать Божия, которая и есть собственно предмет веры в Церковь. Во-вторых, хотя Церковь видима, поскольку она пребывает на земле и к ней принадлежат все православные христиане, живущие на земле, в то же время она и невидима, поскольку она есть и на Небесах, и к ней принадлежат все, скончавшиеся в истинной вере и святости.

253. Понятие о Церкви, пребывающей на земле и в то же время Небесной, утверждается на следующих словах апостола Павла, обращенных к христианам: Приступисте (вы приступили. - Ред.) к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму Небесному и тмам ангелов, торжеству, и церкви первородных (к торжествующему собору и Церкви первенцев.- Ред.), на Небесех написанных, и Судии всех Богу, и духом праведник совершенных и к Ходатаю Завета Нового Иисусу (Евр. 12, 22-24).

254. Мы удостоверяемся в пребывании благодати Божией в истинной Церкви, во-первых, через то, что Глава ее есть Богочеловек Иисус Христос, исполненный благодати и истины, и тело Свое, то есть Церковь, наполняющий благодатью и истиной (см. Ин. 1, 14-17). Во-вторых, через то, что Христос Спаситель обещал ученикам Своим Духа Святого, чтобы Он был с ними вечно, и что, согласно этому обещанию. Дух Святой поставляет пастырей Церкви (см. Ин. 14, 16). Апостол Павел об Иисусе Христе говорит, что Бог Отец Того даде Главу выше всех Церкви (поставил Его выше всего, Главой Церкви. - Ред.), яже есть тело Его (Еф. 1, 22-23). Тот же апостол говорит пастырям Церкви: Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави Епископы пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа (которую приобрел. - Ред.) Кровию Своею (Деян. 20, 28).

255. В том, что благодать Божия пребывает в Церкви доныне и будет пребывать до скончания века, удостоверяют нас следующие изречения Самого Господа Иисуса Христа и Его апостола: Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18). Аз с вами есмь во вся дни до скончания века, аминь (Мф. 28, 20). Тому (Богу Отцу) слава в Церкви во Христе Иисусе во вся роды века веков. Аминь (Еф. 3, 21).

256. Церковь едина потому, что она есть одно духовное тело, имеет одну Главу-Христа и одушевляется одним Духом Божиим. Едино тело. Един Дух, якоже и звани бысте во едином уповании (как вы и призваны к одной надежде. - Ред.) звания вашего: Един Господь, едина вера, едино Крещение: Един Бог и Отец всех (Еф. 4, 4-6).

257. Иисус Христос есть Единая Глава единой Церкви. Апостол Павел пишет, что для Церкви, как здания Божия, основания иного никтоже может положити, паче лежащаго (кроме положенного. - Ред.), еже есть Иисус Христос (1 Кор. 3, 10-11). Поэтому для Церкви, как тела Христова, не может быть иной главы, кроме Господа Иисуса Христа. Церковь, которая должна пребывать во все роды (до скончания) века, требует и Главы, всегда пребывающей, а таковым является один Господь Иисус Христос. Поэтому и апостолы называются не более, как служителями Церкви (Кол. 1, 24-25).

258. Единство Церкви налагает на нас обязанность блюсти (сохранять. - Ред.) единение духа в союзе мира (Еф. 4, 3).

259. Церковь едина, однако есть многие Церкви отдельные и самостоятельные, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская. Это частные Церкви, или части единой Вселенской Церкви. Самостоятельность видимого их устройства не препятствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви Вселенской, иметь Единого Главу-Христа и единый дух веры и благодати. Единство это выражается видимо, одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и Таинствах*.

В катихизисе митрополита Филарета не упомянуто об инославных исповеданиях, вероучение и церковный строй которых в той или иной степени отличаются от православных. Поместные Православные Церкви - именно о них идет речь в этом положении катихизиса - в настоящее время осуществляют братские взаимосвязи (экуменические отношения) с Римско-Католической Церковью, Древними Восточными (нехалкидонскими) Церквами, Англиканским коммунионом (то есть содружеством Англиканских Церквей), Старокатолическим союзом, евангелическо-лютеранской, реформатской, методистской, баптистской, другими конфессиональными семьями. При этом Православная Церковь ставит задачей восстановление единства разделенного христианства на основе вероучения и церковного строя Древней неразделенной Церкви и на пути к этой святой цели осуществляет сотрудничество с инославными Церквами и религиозными объединениями в деятельности по утолению нужд современного страждущего рода человеческого. - Ред.

260. Без сомнения, существует также единство между пребывающей на земле и Небесной Церковью как в их отношении к Единой Главе, Господу нашему Иисусу Христу, так и согласно взаимному общению между той и другой.

261. Средство общения Церкви, пребывающей на земле, с Церковью Небесной есть молитва веры и любви. Верующие, принадлежащие к Церкви, подвизающейся на земле, принося молитву Богу, призывают в то же время на помощь святых, принадлежащих к Церкви Небесной; и святые, находясь на высших степенях приближения к Богу, своими посредствующими молитвами очищают, укрепляют и приносят к Богу молитвы верующих, живущих на земле, и по воле Божией благодатно и благотворно действуют на них или невидимой силой, или через свои явления, или иным образом.

262. Правило Церкви, пребывающей на земле, призывать в молитве Святых Церкви Небесной, основано на Священном Предании, начала которого видны и в Священном Писании. Например, когда пророк Давид взывает в молитве: Господи Боже Авраама и Исаака и Израиля, отец наших, тогда он воспоминает святых для укрепления своей молитвы. Точно так же и ныне Православная Церковь призывает Христа, Истинного Бога нашего, молитвами Пречистыя Его Матери и всех Святых (см. 1 Пар. 29, 18). Святой Кирилл Иерусалимский в изъяснении Божественной литургии говорит: Поминаем и прежде почивших, во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше (Поучение тайноводственное, 5, гл. 9).

Святой Василий Великий в слове на день святых сорока мучеников говорит: Скорбящий к четыредесятим (к сорока. - Ред.) прибегает, веселящийся притекает к тем же: один - да обрящет разрешение (получит освобождение от. - Ред.) скорбей, другий - да соблюдутся у него благая. Здесь жена благочестивая о чадех молящихся зрится: отшедшаго мужа возвращения, недугующему здравия просит. С мучениками да бывают прошения ваши.

263. О посредствующей молитве святых на Небесах есть свидетельство Священного Писания. Святой евангелист Иоанн в откровении видел на Небесах Ангела, которому даны быша фимиамы мнози, да даст молитвам святых всех (чтобы он с молитвами святых возложил его. - Ред.) на алтарь златым, сущий пред Престолом: и изыде дым кадильный молитвами Святых от руки Ангела пред Бога (Апок. 8, 3-4).

264. О благотворных явлениях святых с Неба есть свидетельство Священного Писания. Святой евангелист Матфей повествует, что после Крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа много телеса усопших святых восташа, и изшедше из гроб, по Воскресении Его, внидоша во святый град, и явишася мнозем (Мф. 27, 52-53). Поскольку чудо, столь важное, не могло быть без важной цели, то следует полагать, что воскресшие святые явились для того, чтобы возвестить о сошествии Иисуса Христа в ад и о победоносном Воскресении Его, и этой проповедью содействовать переходу в открывавшуюся тогда Новозаветную Церковь тем, кто родился в ветхозаветной Церкви.

265. Следующими свидетельствами мы утверждаемся в вере в то, что святые, по преставлении своем (то есть по переходе: смерть христианина называется переходом к вечной жизни. - Ред.), чудодействуют тем или иным образом. Четвертая книга Царств свидетельствует, что от прикосновения к костям пророка Елисея воскрес мертвый (4 Цар. 13, 21).

Апостол Павел не только сам непосредственно совершал исцеления и чудеса, но то же делали взятые от тела его главотяжи и убрусцы (платки и опоясания.- Ред.) в его отсутствие (Деян. 19, 12). На этом примере мы видим, что святые и по кончине своей равно могут благотворно действовать через земные средства или предметы, получившие через них освящение.

Святой Григорий Богослов в первом обличительном слове на Иулиана говорит: Непостыдился еси жертв, за Христа закланных, ниже (даже не. - Ред.) убоялся еси великих подвижников: Иоанна онаго, Петра, Павла, Иакова, Стефана, Луки, Андрея, Феклы и прочих, прежде и после оных (них. - Ред.) за истину пострадавших, иже и огню, и железу, и зверем, и мучителем, и настоящим бедствиям и возвещаемым, якоже (как бы. - Ред.) в чуждих телесех и безтелесии, усердно противустали. Чего ради? Да ниже словом предадут благочестие. Имже и великия чести и торжества праведно учреждена суть. От нихже и демони прогоняются, и недуги врачуются. Ихже явления и ихже пророчества. Ихже едина телеса равномощна (равной силы. - Ред.) суть душам святым, егда или осязаема, или почитаема бывают. Ихже и капли крове, сии малые признаки страдания, равная действуют телесем (действуют так же, как и телеса. - Ред.).

Святой Иоанн Дамаскин пишет: Мощи святых аки (как. - Ред.) спасительные источники дарова нам Владыка Христос, яже многоразличная благодеяния источают. Как бы в объяснение этого он замечает: Яко посредством ума и в телеса их вселися Бог (Богословие, кн. 4, гл. 15, ст. 3, 4).

266. Церковь есть Святая, потому что освящена Господом Иисусом Христом через Его страдания, через Его учение, через Его молитву и через Таинства. Христос возлюби Церковь, и Себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе (посредством слова. - Ред.): да представит ю Себе славну Церковь, неимущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна (Еф. 5, 25-27). В молитве Богу Отцу о верующих Господь Иисус Христос сказал: Святи их во истину Твою: слово Твое истина есть. И за них Аз свящу Себе (Я посвящаю Себя. - Ред.), да и тии будут священи во истину (освящены истиной. - Ред.) (Ин. 17, 17-19).

267. Церковь есть Святая, хотя в ней есть и согрешающие. Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святой; а нераскаянные грешники или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви, и таким образом она и в этом отношении сохраняется святой. Измите злаго от вас самех (из среды вас. - Ред.) (1 Кор. 5, 13). Твердое убо основание Божие стоит, имущее (имея. - Ред.) печать сию:позна Господь сущия Своя, и да отступит от неправды всяк именуяй (исповедующий. - Ред.) имя Господне (2 Тим. 2, 19).

268. Церковь называется Соборною, или, что то же, Кафолическою, или Вселенской, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни пародом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Апостол Павел говорит, что благовествование существует во всем мире и есть плодоносно и растимо (возрастает. - Рей.) (Кол. 1,5-6); и что в Церкви христианской несть еллин, ни иудей, обрезание и необрезание, варвар и скиф, раб и свободь: но всяческая и во всех Христос (Кол. 3, 11). Сущий от веры (верующие. - Ред.) благословятся с верным Авраамом (Гал. 3, 9).

269. Важное преимущество Кафолической Церкви в том, что ей, собственно, принадлежат высокие обетования (обещания. - Ред.), что врата адова не одолеют ей, что Господь пребудет с ней до скончания века, что в ней пребудет слава Божия о Христе Иисусе во вся роды века: что, следовательно, она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры или впасть в заблуждение. Несомненно исповедуем, как твердую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться, и изрекать ложь вместо истины: ибо Дух Святый, всегда действующий чрез верно служащих отцев и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения (Послание Восточных Патриархов о православной вере, чл. 12).

270. Кафолическая Церковь заключает в себе всех истинно верующих в мире. Поскольку Господь Иисус Христос, по изречению апостола Павла, есть Глава Церкви и Той есть Спаситель тела, то, чтобы иметь участие в Его спасении, необходимо быть членом Его тела, то есть членом Кафолической Церкви (Еф. 5, 23). Апостол Петр пишет, что Крещение спасает нас по образу Ноева ковчега. Все, спасшиеся от всемирного потопа, спаслись единственно в Ноевом ковчеге: так все, обретающие вечное спасение, обретают его в Единой Кафолической Церкви.

271. Следующие мысли и воспоминания нужно соединять с наименованием Церкви Восточной. В раю, насажденном па Востоке, создана была и первая Церковь безгрешных прародителей; и там же после грехопадения положено новое основание Церкви спасаемых, в обетовании (обещании. - Ред.) о Спасителе. На Востоке, в земле иудейской, Господь наш Иисус Христос, совершив дело спасения нашего, положил нача ло Своей, собственно Христианской Церкви. Оттуда распространилась она по всей вселенной; и доныне православная кафолическая вселенская вера, семью Вселенскими Соборами утвержденная, в первоначальной своей чистоте неизменно сохраняется в древних Восточных Церквах и в единомысленных с Восточными, каковой является, благодатью Божией, и Всероссийская Церковь.

272. Церковь называется Апостольской, потому что она непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов и учение, и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение. В этом же смысле Церковь называется также Православною, или Правоверующею. Несте странни (вы н чужие. - Ред.) и пришельцы, но сожителе святым и приснии Богу (сограждане святым и свои Богу. - Ред.), наздани (утверждены.- Ред.) бывше на основании апостол и пророк, сущу краеугольну (имея краеугольным камнем. - Ред.) Самому Иисусу Христу (Еф. 2, 19-20).

273. Символ веры, когда называет Церковь Апостольской, наставляет твердо держаться учения и преданий апостольских и избегает такого учения и таких учителей, которые не основываются на учении апостолов. Апостол Павел говорит: Темже убо (и так. - Ред.), братие, стойте и держите предания, имже научистеся (которым вы научены.- Ред.) или словом, или посланием нашим (2 Сол. 2, 15). Еретика человека по первом и втором наказании (вразумлении. - Ред.) отрицайся (Тит. 3, 10). Суть бо мнози непокорней, суесловны и умом прельщени (есть много непокорных, пустословов и обманщиков. - Ред.), наипаче же сущий от обрезания (особенно из обрезанных. - Ред.), ихже подобает уста заграждати: иже вся домы (целые дома.- Ред.) развращают, учаще яже не подобает (чему не должно. - Ред.), скверного ради прибытка (из постыдной корысти. - Ред.) (Тит. 1, 10-11). Аще же и Церковь прослушает (не послушает. - Ред.) брат твой, буди тебе якоже (будет тебе как. - Ред.) язычник и мытарь (Мф. 18, 17).

274. В Церкви существует учреждение, в котором сохраняется преемство апостольского служения, - это церковная иерархия, или священноначалие.

275. Иерархия Христианской Православной Церкви ведет свое начало от Самого Иисуса Христа и от сошествия на апостолов Святого Духа, и с тех пор непрерывно продолжается через преемственное рукоположение в Таинстве Священства. Той дал есть овы убо (Он поставил одних. - Ред.) Апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых в деле (на дело.- Ред.) служения, в созидание (для созидания. - Ред.) тела Христова (Еф. 4, 11-12).

276. Священноначалием, которое может действовать от имени всей Кафолической Церкви, является Вселенский Собор.

277. Главные части Вселенской Церкви подчинены Православным Патриархам.

278. Меньшие православные области и города подчиняются митрополитам, архиепископам и епископам.

279. Для того чтобы исполнить долг повиновения Церкви, нужно знать, чего она требует от своих чад. Это можно узнать из Священного Писания, из правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов и их Церковных уставов.


Администрация сайта
Награды пользователя
загрузка наград ...

Форум » Почитать » Интересные материалы » О пятом, шестом, седьмом, восьмом и девятом членах Символа В
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: