Православный Ортодокс -

Подписаться на рассылку

17:01
Николай Чудотворец

Святи́тель Никола́й[1]; Николай Угодник; Николай Чудотворец (греч. Άγιος Νικόλαος — святой Николай; ок. 270 — ок. 345) — христианский святой, архиепископ Мир Ликийских[2] (Византия). Почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей. В европейском фольклоре прототип Санта-Клауса.

Память святителя Николая совершается:
6/19 декабря — день смерти (в русской традиции «Никола зимний»)

9/22 мая — день прибытия мощей в город Бари (в русской традиции «Никола вешний»)

Жизнеописание

Согласно житию, святитель Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре и внешнему облику. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству. Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан в Патаре, Ликия, где и получил начальное образование.

Будучи покровителем моряков, святитель Николай, как считают, сам был моряком или рыбаком. Возможно также, что одним из занятий его семьи было управление рыболовецким флотом. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако он отдал его на нужды благотворительности.

Начальный период деятельности святителя Николая в качестве священнослужителя относят к правлению римских императоров Диоклетиана (годы правления 284—305) и Максимиана (годы правления 286—305). В 303-м году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи. После отречения обоих императоров 1-го мая 305-го года произошли изменения в политике их преемников по отношению к христианам. В западной части империи, Констанций Хлор (годы правления 305—306) положил конец систематическим гонениям после своего восшествия на престол. В восточной части, Галерий (годы правления 305—311) продолжил преследования до 311-го года, когда он выпустил эдикт веротерпимости, находясь на смертном одре. Гонения 303—311 годов считаются наиболее продолжительными в истории империи.

После смерти Галерия, его соправитель Лициний (годы правления 307—324) в основном относился к христианам терпимо. Как результат, христианские общины стали развиваться. Очевидно, к этому периоду относится епископство святителя Николая в Мире (древняя Ликии Римской империи; современное название города — Демре, расположен в провинции Анталия в Турции). Святитель Николай был любим и пользовался уважением у себя дома — не в последнюю очередь благодаря своей благотворительной деятельности.

Разрушение нескольких языческих храмов также приписывают ему — среди них один из храмов Артемиды (также известной как Диана).

По преданию, якобы во время Вселенского Собора (325) ударил за ересь по лицу своего оппонента Ария, за что был временно лишён архиерейского сана. Однако в дошедшем списке 318 участников этого собора имени святителя Николая нет.

Святитель Николай также известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых. Также он известен своими молитвами за моряков и других путешественников. Почитание святителя Николая как святого началось относительно рано. Юстиниан I, император Византии (годы правления 527—565) построил храм в честь святителя Николая в Константинополе.

Деяния и чудеса

Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. В соответствии с легендой, будучи молодым человеком, Николай пошёл учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося с элемента корабельной оснастки в шторм и разбившегося насмерть[3]. В более яркой версии этой легенды, Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь. В тот момент прежний епископ только что умер, и отцам церкви в сновидении было указано выбрать следующим епископом «человека победы» (Никеи по-гречески). Пока святой молился, несдержанный на язык моряк разболтал всем, как он был чудесно спасён человеком по имени Никеи-Лаос, после чего отцы церкви не имели другого выбора, кроме как назначить Николая своим новым епископом.

Другая легенда повествует, как ужасный голод поразил один остров, и злонамеренный мясник завлёк трёх маленьких детей к себе в дом для того, чтобы убить и разрезать их на кусочки и положить их останки в бочку, дабы засолить их и продать потом как ветчину. Святитель Николай, бывший в тех местах, чтобы позаботиться о голодающих, не только провидел чудовищное преступление мясника, но даже сумел воскресить трёх мальчиков из бочки.

По другой легенде, Николай подбросил одному обедневшему дворянину два мешка золота в окно и немного монет в печную трубу, желая помочь ему таким образом сосватать дочь. На следующее утро девушка, проснувшись, заметила за камином золотые, а её обрадованный отец не знал, кого за них благодарить. Так, по преданию, родилась традиция обмена рождественскими подарками.

Почитание

Мощи святителя Николая

Изначально святой Николай был погребён в церкви в Мирах (Демре) (на территории современной Турции). В мае 1087 года итальянскими купцами мощи святителя были перевезены в Италию и в настоящее время находятся в крипте базилики Св. Николая в городе Бари (Италия).

Часть мощей святителя Николая хранится в Венеции (остров Лидо), привезены они были туда десятью годами позднее вывоза основной части мощей Барградцами (Барийцами). Частицы мощей хранятся в археологическом музее города Анталии. Известно о нахождении частиц мощей святителя Николая во многих православных храмах.

В углубление в центре круга, под которым хранятся мощи святителя Николая, истекает благовонное миро

В 1953 г. при реставрации церкви и вскрытии гробницы, профессор Луиджи Мартино (Luigi Martino), анатом из университета г. Бари (Universita degli Studi di Bari), по разрешению Ватикана, провел анатомо-антропологические исследования мощей. Были сделаны рентгеновские снимки черепа и многочисленные краниометрические замеры.

В 1992 году профессор Мартино получил разрешение провести экспертизу венецианских частиц мощей святого Николая. Им было установлено, что в Венеции хранится часть мощей, которых не хватает в Бари, хотя к венецианским мощам были примешаны и чьи-то чужие кости (в частности детские и женские).

В 2009 г. группа из Манчестерского университета (University of Manchester, Unit of Art in Medicine) под руководством Кэролайн Вилкинсон (Caroline Wilkinson) составила по рентгеновским снимкам и краниологическим измерениям профессора Мартино реконструкцию лица Николая.

По данным Мартино-Вилкинсон, Николай был крепко сбитым мужчиной роста примерно 1 м. 68 см.; его характеризовали высокий лоб, выступающие скулы и подбородок и перебитый мощным ударом нос (кости между глазами серьезно повреждены). По словам К.Вилкинсон, "если б вы встретили его на улице сегодня, вы бы решили, что это либо игрок в регби, либо вышибала, либо типичный уголовник".

1 марта 2009 года Храм в честь святителя Николая (построен в 1913—1917 годах) вместе с Подворьем Русской православной церкви в Бари переданы РПЦ. Символические ключи от подворья принял президент России Дмитрий Медведев.

В России

В Московской Руси и Российской империи Николай чудотворец занимал первое место среди святых (после Богоматери) по количеству посвящённых храмов и написанных икон; его имя вплоть до начала XX века было одним из самых популярных при наречении младенцам.

В одном из вариантов былины о Садко Микола угодник под видом седого старца явился к Садко в подводное царство и велел ему прекратить игру, оборвав струны гуслей — от танца царя морского на поверхности моря разыгралась буря и гибли корабли. В благодарность за своё спасение Садко построил церкви Николе Можайскому и Пресвятой Богородице.

Только в русском православии сохранилась традиция совершать празднование ему 9 мая («пренесение честных мощей, иже во святых отца нашего Николая чудотворца, от Мир Ликийских в Бар град»). Хотя последний праздник в Уставе определён как «средний с полиелеем» (то есть без бдения), в общепринятой практике РПЦ он фактически уравнён с празднованием 6 декабря, которое обозначено как «средний со бдением». Оба дня в Российской империи были «неприсутственными», то есть публичными праздниками . Празднование было престольным (храмовым) праздником во многих церквях, и в сельской местности иногда продолжалось целую неделю (так называемая никольщина).

С 2004 года отдельные приходы РПЦ начали праздновать «рождество Святителя Николая» 11 августа

Каждый четверг Православная церковь отмечает память святителя особыми песнопениями

Интересные факты


В иконографии святителя иногда выделяют иконы «Николы зимнего» и «Николы вешнего», соответствующие дням почитания в году. При этом «зимний» Никола изображается в епископской митре, а «вешний» — с непокрытой головой. По распространённому преданию иконография «Николы зимнего» возникла во времена царствования Николая I, который как-то обратил внимание на то, что на иконе его небесный покровитель изображён без головного убора и сделал замечание духовенству.
Православные цыгане почитают Николая Угодника как своего покровителя.
В Рязанской епархии 15/28 июня местно празднуется день святителя Николая в честь его иконы, явленой в XII веке, выполненной из глины, облаченной в священнические ризы и находящейся в деревянном киоте (в одной руке Святитель держит меч, в другой — церковь). Праздник посвящён иконе, в память о чудесном спасении жителей села от эпидемии холеры в XIX веке.
Почитание калмыками-буддистами Николая Чудотворца было одним из виднейших успехов калмыцкой христианизации. «Микола-бурхан» был включён в пантеон духов-хозяев Каспийского моря и особо почитался как покровитель рыбаков.





Категория: Биографии | Просмотров: 2294 | Добавил: rob3k | Теги: Николай Чудотворец
Всего комментариев: 2
  • Kagnipsenna /

    ОДНОКЛАССНИКИ ЗНАКОМСТВА

  • biggrin

  • Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]