Православный Ортодокс - КНИГЕ БЫТИЯ - Форум

КНИГЕ БЫТИЯ - ФорумПодписаться на рассылку

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: rob3k  
Форум » Почитать » Андрей Кураев » КНИГЕ БЫТИЯ (Андрей Кураев)
КНИГЕ БЫТИЯ
rob3kДата: Вторник, 23.03.2010, 13:31 | Сообщение # 1
Я тут Главный!
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
« 250 »
Статус: Скоро будет
Диакон АНДРЕЙ КУРАЕВ МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА В КНИГЕ БЫТИЯ
Познать себя, не зная своего происхождения — невозможно. Что было в начале человеческой истории такого, что и поныне сказывает¬ся в обстоятельствах нашей жизни? Первые главы Писания возвра¬щают людям то знание о себе, без которого им было бы тяжелее ста¬новиться людьми. Библия представляет не столько хронику жизни первых людей, сколько икону — осмысление изначальных событий человеческой истории. Это не протокольная запись очевидца и со-временника, это рассказ о том, что должен знать о самом себе каждый человек.
Писание раскрывает метаисторический фон событий, важных для каждого человека. Рождение и смерть, встреча с любимой и рождение детей, поиск Бога и грех, выбор и ответственность за него, труд, ра¬дость и отдых, страдание, познание и стыд — вот основные состав¬ляющие человеческого пути, знакомые всем людям во все времена. Не о чем-то неслыханно новом, неизвестном и экзотически-оккультном говорят первые страницы Библии, а о том, что всегда присутствует в жизни всякого человека. Но именно потому, что эти события и об¬стоятельства составляют стержень жизни человека, важнее всего дать объяснение именно им, а не очертаниям созвездий.
Древние священные тексты изучались не в классах и не в библио¬теках. Они звучали при совершении богослужения. Первые сборники священных текстов, пришедшие на крестившуюся Русь, были именно богослужебными сборниками (собрания паремийных чтений Ветхого Завета и Апраксосы — последовательность богослужебных чтений из книг Нового Завета). В традиционном религиозном обществе Слово Божие звучит именно и прежде всего в храме. И выбор текста для чтения зависит от того, какая именно служба совершается в храме. Рассказ о мужчине и женщине в Эдемском саду — это венчальное чтение.
Это не лекция, не урок биологии или анатомии. Это рассказ о та¬инстве семьи. Любой позднейший брак совершается по образу перво¬го; любое историческое событие есть воспроизведение того, что про¬изошло "во время оно". Традиционное мышление оправдывает и освящает в настоящем только то, что имело место в сакрализованном прошлом. Брак нынешних молодых супругов может быть освящен только в том случае, если самый первый брак был освящен Творцом.
Библейский рассказ о первом браке в своем богослужебном, вен¬чальном предназначении должен дать ответы на три вопроса: 1) поче¬

му брак освящается; 2) почему, несмотря на освященность брака, плод брака — рождение детей — столь мучительно болезнен; 3) почему именно жена должна находиться в послушании у мужа.
Все три явления, которым дает объяснение библейский рассказ, существовали независимо до него и ранее него. И брак, и сакральное отношение к браку бытовали задолго до Ветхого Завета. Не Библия устанавливает патриархальные отношения: она их объясняет. Не Би¬блия понуждает женщину рождать в муках, но она проясняет это тя¬гостное обстоятельство человеческой жизни.
В первой главе книги Бытия перед читателем и слушателем про¬шли все космические стихии, и все они истолкованы как творение единственного Бога — Ягве. Вторая глава показывает уже не косми¬ческую стихию, но основную стихию человеческих отношений — се¬мью. И сверхцель этого повествования все та же — научить человека смотреть на брак и общество монотеистически. Библия дает моно¬теистическое истолкование таких сторон человеческой жизни, как разделение на полы, брак и рождение, и это истолкование должно со¬ответствовать Божию замыслу о людях.
Второй рассказ книги Бытия начинается так: "Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог соз¬дал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделыва¬ния земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли" (Быт 2:4-6).
Странная фраза. Вроде Бог уже создал кустарник и траву — а они на земле не растут. И почему библейский автор утверждает, что на земле не было дождей до тех пор, пока не появился человек?
Отсутствие дождя — это не метеорологическая сводка о погоде на земле до появления человека. Это — религиозное сообщение, религи¬озный язык, в котором дождь есть сила оплодотворения. Дождь — то, что соединяет небо и землю и дает плодородие. Во многих культах дождь осмысляется как божественное семя, которым небо-отец опло¬дотворяет матерь-землю. Через дождь устанавливается Божий завет с Ноем (знамение этого завета — радуга). Радуге, возникающая в дожде, становится знаком завета любви между Богом и человеком. Во второй же главе Бытия дождь есть первоначальное знамение этого завета; это жест любви Божией, изливающейся на землю.
И вот этого дождя любви, говорит Писание, не было р начале че¬ловеческой истории. Почему? — Потому что "не было человека". Но если не было человека, то Богу некого было любить — и поэтому не было дождя. Не было связи Неба с землей, ибо не с кем было заклю¬чать Завет. Не к кому было изливаться Божией любви на землю. Не¬кому было воспринимать дождь благодати, и поэтому просто пар под¬нимался от земли и орошал ее лицо.
То, что дождей до появления человека не было на земле, и что ничто на земле не росло без человека — дерзкое и совершенно спра¬ведливое утверждение: без человека вообще ничего не было бы в ми¬ре. Без человека не было бы даже той земли, из которой он сам был

создан. Ибо весь остальной мир Творец создал ради человека. Человек — цель творения, а остальное не имеет цены вне человека, помимо него и до него. Аксиологически1, религиозно, дочеловеческое творе¬ние почти и не существует. Оно оправдано своим будущим. Совре¬менные ученые это называют "антропным принципом" ("мы можем понять развитие Вселенной только при допущении, что Вселенная изначала имела целью своего развития возникновение человека"). Библия это же сказала на своем языке.
Первый космогонический рассказ Бытописателя многократно подтвердил: мир хорош (Быт 1:8,12,18,25,31). Его вторая космогония начинается с пояснения, в чем же именно добротность мира — в его человечности, в его предрасположенности к человеку. Мир хорош, мир реален и животворящ только если человек возделывает его. Бес¬человечный мир плох, мир очеловеченный — хорош. Мир, где нет че¬ловека, нет дождя и нет возделанной земли — это пустыня, мертвый мир. Там, где человек, — там вода, там жизнь, там Бог. На Ближнем Востоке и в Северной Африке (Египте) это весьма понятный язык.
Итак, Бог создает человека на земяе, которая давно ждет этого и томится своей бесплодностью: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт 2:7).
Человек не изначален в мире, он в него пришел. Я не ставлю во¬прос — ка/с? Это понятно: чудом, и чудо есть Бог. Но можно поста¬вить вопрос иначе: откуда был приведен человек? Он создан Божиими руками. Но откуда творческая десница взяла материал для создания человека? Как бы ни была преображена эта предчеловеческая мате¬рия, но она все же и поныне есть в нас, и потому понять человека нельзя, не поняв самых первых ступеней созидания человека.
Итак, — что это за "прах", из которого создано тело? То же самое еврейское слово есть в Притч 8:26 — "Когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной"2. Эти "началь¬ные пылинки" — то же, что и "прах" в Быт 2:7. Перевод Французско¬го Библейского общества не стесняется говорить о molecules. Создан ли человек из праматерии, из той "безвидной земли" и неосвещенной воды первого Творческого Дня?
К такому выводу склоняется митрополит Антоний Сурожский:
"Бог как бы создает Адама из самой сущности творения. В истории Ветхого Завета Адам не является неким завершением всех тварей, ко¬торые до него существовали или бьши созданы. Нет, Бог возвращается к самым основам вещества и из него творит человека, который благо¬даря этому принадлежит всецело ко всему тварному, к самой послед¬ней былинке, к самой малюсенькой песчинке — или к самой лучезар¬ной звезде"3.
'Аксиология — осмысление реальности с ценностной точки зрения. — Ред. ^Ъ славянском переводе: "Господь сотвори страны и ненаселенныя, и концы на-селенный поднебесныя". ^Митрополит Антоний Сурожский. Уроки Ветхого Завета // Альфа и Омега. 1994,
№ 1, ее. 7-8.

Однако если учесть, что Писание не говорит о "прахе лучезарных звезд", но о "прахе земном", этот библейский стих можно понять и иначе. Да, преображение земли в человеческое тело совершается так, что антропосозидающее изменение проникает до самых начал миро¬здания: преобразуется не поверхностный слой прачеловеческой мате¬рии, но буквально молекулярные основы ее структуры. Но означает ли это, что прежде эти "молекулы" не были никак структурированы и так до исхода шестого дня и пребывали в хаотично-несвязанном "безвидном" состоянии? Или же этот прах уже чем-то был, прежде чем быть превращенным в человека?
Земля (эрец) первого дня первой главы и земля (адамах) в Быт 2:7 — это разные слова.
Адамах — это именно возделанная земля. Это "красная" изнанка земли — земля, уже вспаханная, вывернутая плугом или мотыгой и обнажившая свою плоть. Адамах — это антоним целины и пустыни. Дикая степная земля, стихийно приносящая плод — садэх; земная по¬верхность — эрец. Значит, Творец создает человека из прежде уже преобразованного, возделанного Им материала. Но если "не было че¬ловека для возделывания земли", то кто же превратил га-арец в ада¬мах'] Откуда возделанная земля прежде возникновения человека?
Это мог сделать только Бог. Человек создается из "праха возде¬ланной земли", а значит — все же не из праматерии, а из той мате¬рии, которую Творец не просто однажды создал, но еще и творчески ее касался, меняя ее. Первая глава ясно показала, что когда Господь Своим Словом касается земли — она рождает жизнь. Значит адамах — возделанная Богом земля — может быть уже живой; живой еще до того, как Бог начал творить из нее тело человека.
На языке Библии землей может называться не только почва или глина, но и сам человек — "земля еси, и в землю отьвдеши" (Быт 3:19;
церковнославянский перевод)1. Тем более землей могут быть названы животные.
Независимо от любых теорий эволюции можно истолковать рас¬сказ второй главы Бытия так, что Бог взял то творение, которое воз¬никло ближе всего к минуте появления человека, и тело этого творе¬ния пересоздал в тело человека, способное вместить человеческую душу, а затем исполнил "дыханием жизни". Не случайно в Библии бара (то есть собственно творение заново, творение из ничто) гово¬рится лишь о создании человека по образу Бога, когда же речь захо¬дит о создании тела человека, то употребляется глагол йацар, озна¬чающий переоформление уже наличного материала.
Можно полагать, что мир сотворен ровно за неделю. Можно ве¬рить, что животные появились за три часа до создания Адама. Но да¬же для тех, кто стоит на позициях строго фундаменталистского креа-ционизма, библейский текст оставляет возможность поразмыслить о том, что животные — не просто соседи человека.
Свт. Феофан Затворник, поясняя тайну антропогенеза, так тол-
IB русском языке тело умершего называется прахом. — Ред.

кует библейский текст о "земле", из которой был создан человек. "Это тело что было? Глиняная тетерька или живое тело? — Оно было живое тело — было животное в образе человека с душею животною. Потом Бог вдунул в него Дух Свой"1. Итак, у той земли, из которой создано человеческое тело, уже была душа. Патристика знает различе¬ние души животных и души человека. Свт. Феофан, говоря об этом, ссылается на преп. Антония Великого: "По св. Антонию Великому душа наша одного ранга с душею животных. Что нас отличает, это есть ум, что я называю дух"2. Но не останавливаясь даже на этом, свт. Феофан поясняет — откуда сродство нашей души с жизнью живот¬ных. "Творения Божий так расположены, что всякий высший класс совмещает в себе силы низших классов — и кроме них имеет свои си¬лы, его классу присвоенные и характеризующие", — показывает свт. Феофан прекрасное знакомство с диалектикой3.
При этом свт. Феофан, в отличие от многих современных ему пи¬сателей, прекрасно различал антропологию философскую и биологи¬ческую. "В происхождении человека, — пояснял он, — надо объяс¬нить не то одно, как происходит его животная жизнь, но то паче, как происходит он, яко духовное лице в животном теле с его животною жизнию и душою"4.
Это утверждение родства человека с миром животной жизни не только не противоречит Библии, не только позволяет снять ненужные конфронтации богословия с наукой, но и помогает поставить на мес¬то претензии "научного редукционизма". Да, человек родственен жи¬вотным. Но это — не весь человек, и это совсем уж не может быть аргументом в пользу автоматически-случайного развития. В. Н. Ильин вполне резонно отметил, что "вызвал бы всеобщий смех тот исследо¬ватель искусства, который, сравнивая, например, Рафаэля и Леонардо да Винчи, обратил бы внимание на то, что и у того и у другого на кар¬тинах имеются красный, голубой и зеленый цвета или что челове¬ческие фигуры у того и иного имеют глаза, носы, волосы и т. п. и на этом основании стал бы утверждать, что между обоими художниками существенного различия не имеется"5.
Итак, мы видели, что Бог "из сотворенного уже вещества взял те-
lCв. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. 1. М., 1994, с. 98. Чям же, с. 99. ^ам же, с. 162.
'*Там же, с. 100. Говоря о связи человека с миром животных, можно также вспомнить слова преп. Серафима Саровского, сказанные им Мотовилову в "Беседе о смысле христианской жизни": "Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как батюшка св. апостол Павел утверждает: «да будет все-совершенен ваш дух, душа и плоть в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». И все три части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим живущим на земле одушевленным созданиям. Если бы Господь не вду¬нул потом в лицо его сего дыхания жизни, то есть благодати, то был бы он по¬добен всем прочим созданиям". 5Ильuн В. Н. Шесть дней творения. Париж, 1991. с. 184.

ло, а от Себя вложил жизнь"1. Человекообразное, существо становится богообразным через вдыхание духа в адамах.
* * *
О заповедях, которые получил человек, в "Альфе и Омеге" разго¬вор уже был2. Но стоит добавить нечто — и именно в связи с обсуж¬дением темы "мужчина и женщина".
Вот уже знакомая фраза — "И взял Господь Бог человека <...> и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его" (Быт 2:15). Однако еврейский текст содержит неожиданность — "чтобы хранить ее и возделывать ее". В еврейском языке слово ган 'сад' — также мужского рода. Что же в таком случае должен хранить человек?
Здесь возможны три варианта ответа (причем все три не исклю¬чают друг друга). Первый, наиболее близкий к тексту — речь идет о земле. Ситуация, часто встречающаяся в библейских текстах, при ко¬торой замещающее местоимение относится к существительному, упо¬минавшемуся в достаточно удаленных фразах. Это феномен, хорошо знакомый всем по устной речи. Например: "Я видел вчера Ивана Петровича — это тот, который был учеником Виктора Ивановича, а Виктор Иванович, как ты помнишь, это злейший враг Петра Ники-форовича. Кстати, он мне сказал". Кто — он? Я-то имел в виду Ивана Петровича, но сказанное мною можно понять и так, что речь уже успела окончательно перейти к Петру Никифоровичу. Итак, можно предположить, что повествователь имел в виду землю (адамах), кото¬рую должен возделывать человек (ха-адам), и потому написал "чтобы возделывать ее и хранить ее".
Второй вариант прочетения — под "ней" имеется в виду Тора — закон Божий. Дело в том, что в еврейском сознании первое, что обя¬зать "хранить" иудей — это именно заповеди Божий, закон3. Это именно первая ассоциация со словом "храни". Хранение Закона есть хранение его двух главных заповедей любви к двум ближним: к Тому ближнему, что приблизился с небес, и к тому, что находится рядом с нами здесь, на земле.
Наконец, "ее" может означать — женщину. И это не фрейдист¬ская проговорка. Дело в том, что сад — это традиционный символ женщины: в православной традиции есть икона Божией Матери "Вер¬тоград заключенный". Человек вводится в Эдемский сад, в тот сад, в котором он получит жену, получит дар любви. И, кстати, человек плохо хранил свою жену, он не уберег ее.
\Cв. Григорий Богослов. Слово 38 // Творения. Т. 1. СПб., б. г., с. 527. ^м. статью автора "Заповеди Эдема" (Альфа и Омега. 1995, № 2 (5)). ^огда в настоящей статье идет апелляция к еврейскому тексту, к его филологи¬ческим особенностям, а также к способам раввинистического толкования книги Бытия, я следую по большей части трем книгам: Louis D. Le jardm d'Eden. Paris, 1992; Eisenberg J., Abecassis A. A Bible ouverte. Paris, Albm-Michel, 1978; Vol. 2: Et Dieu crea Eve. Paris, 1979.

Призванный к высшему познанию — к обретению Божественной любви, человек не справился с курсом общеобразовательной школы — он не научился любить и хранить ближнего. Бог говорит Своему пер¬венцу: "Не хорошо человеку быть одному". Интересно, что не сам че¬ловек заметил, что ему плохо одному, а Бог. Бог создает женщину, чтобы человек в конце концов научился тосковать по Богу.

Доступно только для пользователей


Администрация сайта
Награды пользователя
загрузка наград ...

Форум » Почитать » Андрей Кураев » КНИГЕ БЫТИЯ (Андрей Кураев)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: