Православный Ортодокс - “Велик и славен был Адам до своего падения” - Форум

“Велик и славен был Адам до своего падения” - ФорумПодписаться на рассылку

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: rob3k  
Форум » Лекции духовных семинарий » Ветхий Завет » “Велик и славен был Адам до своего падения” (Св. прп. Ефрем Сирин.)
“Велик и славен был Адам до своего падения”
rob3kДата: Воскресенье, 28.03.2010, 13:49 | Сообщение # 1
Я тут Главный!
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
« 250 »
Статус: Скоро будет
“Велик и славен был Адам до своего падения”
Св. прп. Ефрем Сирин.

Первозданный человек был создан для блаженства и пребывал в раю в общении с Богом. Жизнь Адама и Евы была отображением славы Божией на земле. Человек по своей духовной сущности и телесности был причастен как Небу, так и земле. Господь дал человеку все блага, и он являлся выполнителем той задачи, которая дана была ему Богом на земле — творить волю Его. Закон послушания требовал от Адама исполнения воли Божией во всем и, в частности, требовал не нарушать заповедь о не вкушении от дерева познания добра и зла. Конечно же, душа первого человека была украшена высокими совершенствами и была сотворена «по образу и по подобию Божию» (Быт. 1, 26). Но совершенство первого человека нельзя представлять абсолютным. На постоянное стремление человека к усовершенствованию дарованных ему Богом способностей, указывает само название, которым наградил человека Бог, как «образ и подобие Свое». «Не имея греха, человек должен был совершенствоваться, восходя от возможности не грешить, к невозможности согрешить».

И все же наш прародитель пошел на преслушание заповеди Божией. Диавол действовал не напрямую через Адама, а обратившись к его жене, как «немощнейшему сосуду» (1 Петр. 3, 7), рассчитывая через нее соблазнить и мужа. «К тому же жена, вероятно, не сама лично слышала заповедь от Бога, а получила ее уже от мужа и поэтому знала ее менее устойчиво и твердо». Ева не попыталась разобраться в диавольской лжи, прибегнуть к помощи Адама или обратиться к Богу. Она попала под гибельное влияние искусителя, и как бы новыми глазами посмотрела на дерево, замечая, что оно «хорошо для пищи, приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание» (Быт. 3, 6). Прельщенная соблазнительной речью диавола, Ева переступила заповедь Бога и съела плод. Об Адаме Библия говорит совсем кратко: «и он ел» (Быт. 3, 6). Он поддался влиянию Евы и злого духа, став, таким образом, соучастником греха.

Грехопадение первых людей имело печальные последствия для всего творения Божия. «В результате грехопадения человек оказался ниже своего призвания». Главным следствием грехопадения явилось, по выражению святителя Иоанна Златоуста, лишение согрешивших «высшей благодати», то есть непосредственного участия Бога в жизни человека, общения с Ним. Свободное послушание воли Божией было нарушено, а, следовательно, нарушилась и связь человека с Богом. В этом состоит противоестественная сущность греха. Помраченное грехом сознание прародителей не могло очищаться и возвышаться до непосредственного общения с Богом. В раю они наслаждались духовной близостью и радостью «бесед» с Господом, а теперь форма общения с Ним стала иной. Теперь на первый план выступил страх и чувство вины перед Богом, а также возникла насущная потребность и в помощи Божией.
Адам не сразу понял значение происходящего. Призыв Божий: «Где ты, Адам?» — не вызвал покаянного искреннего отклика в душе прародителя. Свою вину он готов был переложить на жену и даже косвенно на Бога. А Ева в свою очередь, также не признавая за собой вины, указывает на змия (Быт. 3, 12 —13).
Грехопадение произвело душевный переворот у первых людей. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» (Быт. 3, 7). Стыд и страх за все содеянное овладели Адамом и Евой и они поспешили укрыться от Бога, а не покаянно и смиренно предстать пред Ним. За все это прародителям пришлось не только лишиться рая, но и вкусить смерть. «Жизнь и свет человека были в Боге (Ин. 1, 4), — говорит святитель Филарет Московский, — уклонение от воли Божией было отчуждением от жизни Божией (Еф. 4, 18), что же оставалось человеку, кроме смерти».

Одним из важных следствий грехопадения явился распад когда-то целостного естества нашего (Ис. 1, 6). Произошло раздробление единой цельной природы человека, как говорит преподобный Максим Исповедник: «Человек в грехопадении утрачивает свою цельность, раздвояется» . Ум, сердце и воля перестали понимать друг друга, утратив первоначальное единство. Душа утратила связь с Духом. С тех пор «душевный человек и не принимает того, что от Духа Божия… и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2, 14). Таким образом, открылось противоречие между телом (плотью) и духом, подчинившее его физическому закону греха (Рим. 7, 18 — 23) и обрекшее на суету и неизбежную смерть (Иак. 1, 15).
Следствием грехопадения вне человеческой природы явилось изменение внешней природы, связанной с человеком неразрывным единством. «Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее… мы знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне… как и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего», — говорит апостол Павел (Рим. 8, 20 — 23). Проклятием, земля была обречена на бесплодие и оскудение, из-за грехопадения прародителей. «Пал один человек, — говорит святитель Феофан, — но расстройство падением его введено во все творение и вещественное, и духовное, и целости стройной не стало». Таким образом, грехопадение нарушило установленный Богом миропорядок, по которому и духовная жизнь человека должна зависеть от «подчинения исключительно воли Божией».
Не только на самых первых людей пали тяжелые последствия их грехопадения, но и на все их бесчисленное потомство. Прародительский первородный грех стал передаваться из поколения в поколение всем людям, наследующим землю.
Итак, после грехопадения прародителей и удаления их из рая нарушилось прежнее единение небесного и земного мира. Вместе с тем, повысилась ответственность человека за развитие и сохранение должного порядка на земле и в самом человеке. «Человек для вселенной есть ее упование благодати и соединения с Богом; но в нем также — опасность поражения и утраты».

Первые люди, будучи свободными, сами подчинили свою духовную свободу законам внешней природы и своего естества с его порочными после грехопадения влечениями и страстями. Грехопадение Адама открыло возможность влияния на человеческую природу демонских сил. Но это, однако, не лишило ее основных духовных качеств. В человеке хотя и помрачился, но сохранился образ Божий, совесть, разум, стремление к примирению с Богом. Все это явилось залогом к дальнейшему духовному развитию людей.
Именно за грех непослушания, согласно заповеди Божией, они лишились «рая сладости» (Быт. 3, 23) и были обречены на жизнь, полную забот, тревог, труда, болезней и смерти. Все эти бедствия, однако, явились не карой Божией за грех, а естественным следствием их преступления, естественным следствием справедливого суда Божия над ними. Единственно разумным решением, определяющим поведение человека, является поэтому постоянное свободное послушание воле Божией.
Основным укрепляющим, возрождающим средством для человека может быть только благодать Божия, «в немощах совершающаяся», при содействии молитв и таинств Церкви Христовой. Каждый верующий человек знает, что живая, деятельная вера в помощь Божию, жизнь по заветам Христа, по воле Божией ослабляет действие первородного греха. Жизнь множества благочестивых и сонма святых людей на протяжении всей истории христианства это убедительно подтверждают.

Список использованной литературы:

1. Лопухин А. П. Толковая Библия. Т. I (репринт). Стокгольм, 1987.
2. Сергий (Королев), архиеп. Жизнь Неба на земле. // Журнал Московской Патриархии, № 1, М., 1983, с. 69 —74.
3. Лосский В. Н. Догматическое богословие. М., 1991.
4. Флоровский Г. В. Византийские Отцы V — VIII веков. М., 1992.
5. Ветелев А. О грехопадении прародителей и его следствиях. // Журнал Московской Патриархии, № 11, М., 1973, с. 61 —75.
6. Феофан (Говоров), еп. Уроки из деяний и словес Иисуса Христа. М., 1891.
7. Адамово наследство (репринт). М.,1996


Администрация сайта
Награды пользователя
загрузка наград ...

Форум » Лекции духовных семинарий » Ветхий Завет » “Велик и славен был Адам до своего падения” (Св. прп. Ефрем Сирин.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: