Православный Ортодокс - Священное Писание Ветхого Завета - Форум

Священное Писание Ветхого Завета - ФорумПодписаться на рассылку

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: rob3k  
Форум » Лекции духовных семинарий » Ветхий Завет » Священное Писание Ветхого Завета (Учебное пособие для 3-го класса)
Священное Писание Ветхого Завета
rob3kДата: Воскресенье, 28.03.2010, 13:57 | Сообщение # 1
Я тут Главный!
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
« 250 »
Статус: Скоро будет
Московская Духовная Академия и Семинария

Священное Писание
Ветхого Завета

Учебное пособие
для 3-го класса Православной Духовной Семинарии

составил
Епископ Сергий
(Соколов)

Часть вторая
Пророческие Книги

г. Москва



Оглавление
Оглавление 3
Введение 5
Понятие о пророческом служении 5
Время служения пророков. 6
Учение пророков 7
О цели пророческого служения 8
Понятие о пророческих книгах и их значение 8
Главный предмет пророчеств 9
Единство и различие пророчеств 9
О пророческом вдохновении и о способах получения пророками откровений от Бога 9
Способы объяснения пророчеств 11
Отличие истинных пророков Господних от ложных, непризванных пророков и языческих прорицателей 11
Книга пророка Исаии 13
Сведения о жизни пророка Исайи и исторические события во время его служения 13
Религиозно-нравственное состояние иудейства и язычества 14
Характер изложения книги пророка Исайи 15
Разделение на части и очерк содержания книги пророка Исайи 15
1. О возвышении горы Господней (2.1-4) 17
2. Призвание Исайи к пророческому служению (гл. 6). 19
3. Пророчество о рождении Еммануила от Девы (7.14). 19
4. О возвышении Галилеи языческой (гл.9). 22
5. Пророчество о происхождении Господа Иисуса Христа из рода Иессеева и о получении Им полноты даров Святого Духа (11. 1-6) 23
6. О пустыне жаждущей (гл. 35). 25
7. О гласе вопиющего в пустыне (40.1-11.) 26
8. Песни Раба Господня 26
Первая песнь О кротком Отроке Господнем (42.1-9). 27
Вторая песнь Раба Господня (49.1-7). 28
Третья песнь Раба Господня (50.4-9). 28
Четвертая песнь Раба Господня О страдании и прославлении Его (52.13-15 и 53.1-12). 29
Вступительное обобщение (52.13-15). 29
Жизнь и искупительные страдания (53.1-9). 29
Славный исход добровольных страданий Раба Господня (53.10-12). 32
О Помазаннике Господнем и Его Церкви (61.1-10). 32
Книга пророка ИЕРЕМИИ 34
1. Личность, служение и эпоха Иеремии 34
2. Особенность пророчеств Иеремии по содержанию, языку и способу изложения 37
3. Основные идеи книги 37
4. Разделение на части и очерк содержания 38
5. Призвание Иеремии к пророческому служению (Глава 1). 39
6. Обличение нерадивых пастырей и лжепророков, и предсказание о Пастыреначальнике из дома Давида (Глава23). 40
7. Пророчество о 70-летнем Вавилонском плене (Глава 25). 40
8. Пророчество о спасении из плена и о Новом Завете (Глава 31). 41
Плач Иеремии 42
1. Название и форма изложения книги 42
2. Автор и время написания книги 42
3. Очерк содержания 43
Послание ИЕРЕМИИ 44
1. Автор и время послания 44
2. Очерк содержания послания 44
Книга пророка ВАРУХА 45
1. Сведения о личности пророка Варуха. 45
2. План и очерк содержания книги пророка Варуха 45
3. Неканоничность, язык оригинального текста и время написаия книги. 45
Книга пророка ИЕЗЕКИИЛЯ 46
1. Личность и служение пророка 46
2. Построение и особенности изложения книги 46
3. Видение подобия славы Господней (Глава 1) 47
4. Призвание Иезекииля к пророческому служению (2.1-3.15). 48
5. Начало служения пророка и его обязанности (3.16-27). 48
6.Смысл символических действий и образов 49
7. Учение об индивидуальнной ответственности за грехи (гл.14,18) 49
8. Обязанности пастырей (6.33.1-9). 50
9. Обличение пастырей еврейских и предсказание о Мессии (34 глава). 50
10. Пророчество о воскресении (Глава37). 51
11. Описание символических видений нового города и храма, имеющих мессианское значение (Главы 40-48). 52
12. Видение заключенных врат храма. (44.1-4). 53
Книга пророка Даниила 53
1. Личность, служение и эпоха Даниила 53
2. Автор и время написания книги 54
3. Состав, язык оригинального текста и содержание книги пророка Даниила 54
4. Пророческое истолкование Даниилом сновидения Навуходоносора (глава 2). 55
5. Откровение о семидесяти седминах (глава 9). 56
6. Неканонические места книги пророка Даниила. 60
6.1. Песнь трех отроков (3.24-90) 60
Книга пророка ОСИИ 60
1. Личность пророка и его время 60
2. Состав и содержание книги 61
3. Мессианские пророчества Осии 62
Книга пророка Иоиля 63
1. Личность и служение пророка 63
2. Состав и содержание книги 63
3. Пророчество Иоиля об излиянии даров Святого Духа (2.28-29). 64
Книга пророка Амоса 64
1. Личность пророка и его время 64
2. Состав и содержание книги 65
Книга пророка АВДИЯ 67
1. Время и место служения пророка 67
2. Состав и содержание книги 67
Книга пророка ИОНЫ 68
1. Сведения о пророке Ионе 68
2. Состав и содержание книги 68
3. Преобразовательное значение книги Ионы 68
4. Проблема историчности и времени написания книги 69
5. Учение книги. 70
6. Богослужебное употребление книги 71
Книга пророка Михея 71
1. Личность и служение пророка 71
2. Состав и содержание книги 71
3. Пророчество Михея о месте рождения Спасителя. 72
4. Богослужебное употребление книги 72
Книга пророка НАУМА 73
1. Сведения о пророке Науме 73
2. Состав и содержание книги 73
Книга пророка АВВАКУМА. 74
1. Сведения о пророке Аввакуме 74
2. Состав и содержание книги 74
3. О спасительной силе веры (2.4) 75
4. Богослужебное употребление книги 75
Книга пророка Софонии 75
1. Сведения о пророке Софонии 75
2. Состав и содержание книги 76
3. Богослужебное употребление 76
Книга пророка Аггея 76
1. Личность и служение пророка 76
2. Состав и содержание книги 77
3. Пророчество Аггея о славе второго храма (2.6-9). 77
Книга пророка ЗАХАРИИ 77
1. Личность и служение пророка 77
2. Пророчество о торжественном входе Господа в Иерусалим и о мирном характере Его духовного царства (9.9-10) 79
3. О предании Спасителя за 30 сребренников (11.12-23) 79
4. О прободении ребра Спасителя и раскаянии иудеев (12.10) 79
5. О поражении Пастыря и рассеянии овец (13.7) 80
6. Богослужебное употребление книги 80
Книга пророка МАЛАХИИ 80
1. Личность и служение пророка 80
2. Состав и содержание книги 81
3. Пророчества о Предтече Господнем (3.1 ;4.5-6) 81
4. Богослужебное употребление книги 82
Синхронная таблица 82
БИБЛИОГРАФИЯ. 83

Введение
Понятие о пророческом служении
Характерной чертой, объединяющей все периоды ветхозаветной библейской истории, является служение пророков, или, так называемый, ветхозаветный профетизм . Профетизм - это то понятие в свете которого можно одновременно рассматривать как внешний ход главных событий библейской истории, так и их внутреннюю идейную связь. Пророческое служение, проходящее красной нитью через всю историю ветхозаветного человечества, может быть ключом к пониманию всей ветхозаветной истории.
Являясь неотъемлемой частью истинной, богооткровенной религии, непременно предполагающей определен¬ный способ взаимосвязи Бога и человека, профетизм в самом общем и широком смысле этого слова, обнимает собой все те формы, путем которых Бог открывает Свою волю человечеству.
Еврейское слово «нави», которым в Библии именуются пророки, происходит от глагола «нават», что значит гово¬рить, передавать волю другого. «Нави» соответствует также таким понятиям, как «быть полным, литься через край». Отсюда видно, что основной смысл пророческого служения заключался не столько в предсказании будущего, сколько в объявлении людям воли Божией, касающейся самых раз¬личных моментов жизни богоизбранного народа. Поэтому пророки часто именуются «устами Ягве». В этом же смысле пророком назван и Аарон, передававший повеления косно¬язычного Моисея народу и фараону, «...итак он будет твоими устами (твоим пророком), а ты будешь ему вместо Бога» (Исх. 4.16), - сказал Господь Моисею.
Следует отметить, что смысловая нагрузка греческого слова «προφήτης», употребляемого там, где в еврейском тексте стоит слово «нави», имеет более узкое значение - обозначает предсказателя будущего, провидца, прорицате¬ля. Этим словом назывались греческие оракулы, жрецы языческих религий, думающие, что они передают волю богов.
Таким образом, пророком в Библии называется по¬средник между Богом и людьми, который открывает людям божественную волю, касающуюся или настоящего момен¬та, или прошедшего, или будущего. В широком смысле слова пророком («нави») в Библии часто именуется весь богоизбранный народ, которому Создатель открывал Свою волю и являл особое покровительство и милость.
Израиль должен был быть тем рупором, посредником, через которого Бог объявлял Свою волю всему человечес¬тву. В этом смысле Израиль называется «народом проро¬ков», предназначенным служить «светом к просвещению язычников» - людей, «седящих во тьме и сени смертней». Но Израиль из-за своей «жестоковыйности» не смог выполнить высокого назначения. Из-за своей греховности он не смог предстоять непосредственно Лицу Божию, для него самого потребовались посредники-пророки. В этом качестве посредников пророками следует признать всех ветхозаветных патриархов (Адама, Еноха, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова), всех судей, вождей и многих благочести¬вых еврейских царей.
С момента установления ветхозаветной теократии начинается особый период пророческого служения, пони¬маемого в более узком, библейско-специфическом смысле данного слова. Со времени синайского законодательства Иегова стал не только Богом, но и Царем Израиля. Осно¬ватель и вождь теократии, посредник синайского законода¬тельства, удостоенный особой, исключительной близости к Ягве - Моисей был величайшим из всех ветхозаветных пророков. В силу специфики своего служения он не имел себе преемников среди ветхозаветных пророков, ибо был прототипом, прообразом Христа, основателя совершен¬нейшей новозаветной теократии, или Царства Божия.
Эпоха от Моисея до Самуила известна под именем «бес¬пророческой». Библия так говорит об этом периоде: «Слово Го¬сподне было редко в те дни, видения были не часты» (I Цар.3.1).
Самуил открывает собой особый период ветхозавет¬ного профетизма. Внутреннее состояние Израиля к этому моменту было более чем плачевно: дух народного единства исчез, вера ослабла, была реальная угроза политической гибели Израиля. В этот критический момент Бог воздвиг своему народу пророка Самуила. Самуил и последующие пророки этого периода благодаря озарявшей их божес¬твенной благодати и собственным усилиям высоко поднима¬лись над общим нравственным уровнем своего народа. Они глубоко постигали подлинный смысл происходящих событий и очами веры видели далекое будущее. «Пред¬ощущая веяние новозаветной благодати» (св. Василий Великий ), живя телом в Ветхом Завете, по духу они были гражданами Нового Завета.
В Библии пророки называются иногда иначе, например:
«человек Божий» — так назван пророк, предсказавший первосвященнику Илию гибель его дома;
«прозорливец» - так назван Самуил;
«провидец» - смысл тот же, что и прозорливец, т.е. человек, очами веры видящий будущее;
«страж дома Божия» - пророки сторожили или защи¬щали Израиль от духовных врагов;
«ангел Божий» - в смысле вестника воли Божией.
Доступно только для пользователей


Администрация сайта
Награды пользователя
загрузка наград ...

Форум » Лекции духовных семинарий » Ветхий Завет » Священное Писание Ветхого Завета (Учебное пособие для 3-го класса)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: