Православный Ортодокс - Гомилетика - Форум

Гомилетика - ФорумПодписаться на рассылку

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: rob3k  
Форум » Лекции духовных семинарий » Гомилетика » Гомилетика
Гомилетика
rob3kДата: Вторник, 30.03.2010, 13:15 | Сообщение # 1
Я тут Главный!
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
« 250 »
Статус: Скоро будет
О Г Л А В Л Е Н И Е

ВСТУПЛЕНИЕ

ГЛАВА I.

ПРОПОВЕДЬ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
наставления Христа Спасителя Апостолам при
отправлении их на проповедь.
ПРОПОВЕДЬ СВ. АПОСТОЛОВ
Наставления св. Павла проповедникам

ГЛАВА II.

ПРОПОВЕДЬ МУЖЕЙ АПОСТОЛЬСКИХ
“ Учение свв. Двенадцати Апостолов”
Второе послание св. Климента, епископа
Римского

ГЛАВА III.

ПРОПОВЕДНИЧЕСТВО В ТРЕТЬЕМ ВЕКЕ
Влияние Оригена на проповедь третьего века
Проповедничество св. Григория Чудотворца
Проповедничество св. Киприана Карфагенского
Прочие проповедники третьего века и общее
заключение о проповеди данного века

ГЛАВА IV.

“ЗОЛОТОЙ ПЕРИОД” ХРИСТИАНСКОЙ
ПРОПОВЕДИ (IV-V века)
Проповедничество св. Кирилла Иерусалимского
Проповедничество св. Василия Великого
Проповедничество св. Григория Богослова
Проповедничество св. Иоанна Златоуста
Гомилетические наставления св. Иоанна Златоуста
Проповедничество св. преп. Ефрема Сирина
Проповедничество св. Амвросия Медиоланского
Проповедничество блаженного Августина
Теоретическое учение блаж. Августина о проповед-
ничестве

ГЛАВА V.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОПОВЕДНИЧЕСТВА
VI-X вв.
Проповедничество св. Григория Двоеслова
Гомилетические наставления св. Григория Двоеслова из
книги “Пастырское Правило”
Проповедничество преп. аввы Дорофея
Проповедничество преп. Феодора Студита
Проповедничество преп. Симеона Нового
Богослова

ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В С Т У П Л Е Н И Е

Каждому пастырю (настоящему или будущему), чтобы стать продолжателем великого дела Христа Спасителя - спасения людей, необходимо, по заповеди Господней: “Шедше убо в мир весь проповедите Евангелие всей твари” (Мк. 16, 15), быть проповедником.
Помочь пастырю стать проповедником призвана наук Гомилетика.
Гомилетика изучает теорию проповедничества и историю христианской проповеди.
В семинарском курсе гомилетики, наряду с теоретическими основами проповеди (3-й кл.), изучалась и история христианской проповеди в России с Х по ХХ вв. (4-й кл.).
В настоящем курсе лекций будет предложена история христианской проповеди с I-го до XI-го века.
Условно христианская проповедь в первые десять веков может быть разделена на следующие периоды:
1. ОСНОВОПОЛОЖНАЯ ПРОПОВЕДЬ (I век).
Проповедь Христа Спасителя.
Проповедь свв. Апостолов.
II. ПРОПОВЕДЬ МУЖЕЙ АПОСТОЛЬСКИХ (II век).
III. ПРОПОВЕДЬ III-го века (III век).
IV. “ЗОЛОТОЙ ПЕРИОД” ХРИСТИАНСКОЙ
ПРОПОВЕДИ (IV-V вв.).
V. ВИЗАНТИЙСКАЯ ПРОПОВЕДЬ (с VI по Х вв.).
Изучая христианскую проповедь, каждый студент должен попытаться, наряду с внешней изменяемой формой, постигнуть и вечное живое, никогда не стареющее содержание христианской проповеди, которое в полноте содержится в Святой Православной Церкви.
Каждый из изучаемых периодов имеет свои особенности, каждая эпоха выдвигала свои запросы, свои требования; и христианская проповедь, идя навстречу нуждам слушателей, всегда отвечала на запросы времени. Но неизменным в проповеди всегда было и будет то, что человек - существо богоподобное, но падшее, поражённое грехом, что нашего ради спасения второе Лицо Св. Троицы Бог Сын воплотился и совершил Свой искупительный подвиг, что спастись от греха и вечного осуждения может только тот, кто уверует во Христа и всей своей жизнью приобщиться к Его спасительному подвигу. Совершив искупление человеческого рода, Христос Спаситель основал на земле Церковь, которой вверил дело спасения человеческих душ. Церковь во все времена в чистоте хранит учение Христово и через своих пастырей возвещает его всем желающим следовать за Истиной.
Как история Церкви Христовой знает периоды расцвета и упадка, так и христианская проповедь знает периоды подъёма и умаления. Но в каких бы исторически сложных условиях не находилась Церковь, проповедь о Христе никогда не прекращалась в ней, ибо, по слову св. апостола Павла, “Слово Божие не вяжется” (2 Тим. 2, 9).

ГЛАВА 1.

ПРОПОВЕДЬ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Иисус Христос во все времена был, есть и будет не только идеалом для пастырей-проповедников, но и предметом христианской проповеди. Он “Альфа и Омега, начало и конец” (Откр. 22, 13) всему, в том числе и христианской проповеди. По словам св. апостола Павла, в проповеди “никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос” (1 Кор. 3, 11).
Содержание христианской проповеди кратко можно выразить словами: Господь Иисус Христос и наше Нем спасение.
Второе Лицо Св. Троицы, чтобы спасти людей, стало плотию и в слове человеческом, в проповеди Спасителя нашло своё выражение откровение человечеству Божественной истины и воли Божией.
В течение трёх с половиной лет Своего общественного служения Иисус Христос постоянно учил народ, постоянно беседовал о Царствии Божием. Сам Он неоднократно указывал, что пришёл на землю для проповеди Царствия Божия. Так, после проповеди на сонмище в Капернауме, когда народ удерживал Господа, Спаситель сказал: “... и другим городам благовествовать Я должен Царство Божие, ибо на то Я послан” (Лк. 4, 43).
Своим ученикам Он говорил: “Пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел” (Мк. 1, 38).
Проповедничество Христа Спасителя неотделимо от Его Богочеловеческой личности. И как бесконечно велик и никогда неисчерпаем образ Богочеловека, так бесконечно высоко и непостижимо Его проповедничество.
Говоря о каком-нибудь известном проповеднике, в его проповедничестве, обычно отмечают какие-то особые свойства. У одного отмечают глубину мысли, у другого - ясность и чёткость суждений, у третьего - проявление в проповеди самоотверженной пастырской любви и т. д. Каждый из витий в меру своих дарований, в большей или меньшей степени, стремится к идеалу. В образе же Божественного Учителя видим полное всеобъемлющее совершенство, беспредельное море, в котором слились все отдельные человеческие совершенства.
Говоря об учительстве Иисуса Христа, проф. В. Певницкий пишет: “Ручьи и реки, даже самые большие, теряют свою характерную определённость и все частные разнообразия вида и течения, когда вливаются в океан. Океан представляет из себя необъятную целость и нам, привыкшим к мелким характерным явлениям, трудно уловить существенные черты необъятного предмета: наш взор теряется в видимом... и не может вдруг скоро и легко оценить единое, поглотившее собою многое, и побеждающее всякие тесные очертания. Тут всё есть, чего вы не пожелаете от Учителя. Глубина мысли, высота созерцания соединяется с самой высшей ясностью и простотой; в устах Господа Иисуса Христа великая мысль делается понятной людям малым и неучёным”.
В проповедничестве великого Учителя, прежде всего, поражает отсутствие всякой искусственной системы. Христос Спаситель излагает Своё учение без тех напряжений, которые делает человеческая школа или система. Всякая система была бы стеснением для полноты истины, которую Господь возвещал человечеству.
Учение Христа, по Его собственному определению, было “дух и живот” (Ин. 6, 63) и его нельзя было заключать в тесные рамки системы. Дух и жизнь выражаются в слове, но не объимаются им вполне. Действуя на ум и сердце, они пробуждали в нём много ростков, давали чувствам много нового, открывая бесконечную перспективу к перерождению человеческой души.
Учение Иисуса Христа было величайшим откровением, и оно неотразимо действовало на сердца людей глубиной, не человеческой, а божественной истины. Проповедь Господа по своему содержанию была, прежде всего, свидетельством божественной истины. Он Сам говорил о Себе: “Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине” (Ин. 18, 37). “Истинно, истинно говорю вам”, - так неоднократно подтверждал Господь Своё учение.
По своему содержанию проповедь Христа Спасителя обнимала всё Домостроительство нашего спасения и поэтому, естественно, была многовечной. Подтвердив истину о Единстве Божества, Господь открывает людям неведомое в Ветхом Завете учение о Троичности Божества и о любви Божией. Он возвещает человечеству о личном бытии Лиц Святой Троицы, особенно о Святом Духе (Ин. 14, 26; 15, 26) и Единство их между Собой (Ин. 10, 30; 17, 21; 14, 11; Мф. 28, 19). Одновременно с этим Божественный Учитель свидетельствует о предвечной любви в Самом Боге, ибо “Отец любит Сына” (Ин. 3, 35; 5, 70; 10, 17) и, говоря, что Сын в Отце и Отец в Сыне” (Ин. 14, 11), Он открывает, что эта любовь предвечна, ибо Отец возлюбил Сына “прежде создания мира” (Ин. 17, 24).
Истины Троичности Божества и любви Божией не являются отвлечёнными идеями для человечества, они имеют непосредственное отношение к каждому человеку, “ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3, 16).
Любовь Божия творит людей “детьми Божиими” (Ин. 3, 2; Римл. 8, 16; Ин. 1, 12 и др.), и, по слову апостола Павла, Сам Единородный Сын Божий “не стыдится называть их братьями” (Евр. 2, 11, ср. Ин. 20, 17). Господь Иисус Христос открыл это людям, называя Бога их Отцом Небесным и научив их обращаться к Богу, как к ОТЦУ (Мф. 6, 9; Лк. 11, 2; Мф. 5, 48; 6, 4, 8, 15; Мк. 11, 25, 26; Лк. 6, 36; 17, 32 и др.).
Поэтому каждый человек имеет бесконечную ценность - спасение одного человека доставляет радость на небесах (Лк. 15, 7); душа человека больше пищи и одежды, она дороже всего мира, “ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит” (Мф. 16, 26; Мк. 8, 36; Мф. 6, 25; Лк. 12, 23 и др.).
Поэтому и воля Божия о человеке заключается ни в чём другом, как в его спасении: “Нет воли Отца вашего, чтобы погиб один из малых сих” (Мф. 18, 14; 1 Тим. 2, 4 и др.).
Осуществителем этой воли Отца о человеке явился Сын Божий, Единородный - Он “пришел взыскать и спасти погибшее” (Мф. 18, 11; Лк. 19, 10; ср. 1 Тим. 2, 6 и др.). “Ибо Я, - свидетельствовал Он, - сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю Пославшего Меня Отца. Воля же Пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он дал Мне, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий видящий Сына и верующий в Него имел жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день” (Ин. 6, 38-40).
И Господь Иисус Христос в разных образах приближает к человеческому разумению то “дело”, которое Отец поручил Ему исполнить. Он пришёл “взыскать и спасти погибшее” (Мф. 18, 11; Лк. 19, 10), “не губить души, но спасать” (Лк. 9, 56), “не судить мир, но спасти мир” (Ин. 17, 47). И это спасение мира “чрез Него” (Ин. 3, 17) должно совершиться не одним Его пришествием, не одним словом, но Ему “должно пострадать” (Мф. 17, 23; 26, 15; Мк. 8, 31; Лк. 9, 22 и др.), “послужить и отдать душу Свою для избавления многих” (Мф. 20, 28; Мк. 10, 45), “жизнь Свою за овец” (Ин. 10, 11), “Плоть за жизнь мира” (Ин. 6, 51).
Поэтому и Сам Он - “Свет миру” и “Единый Учитель”, “Дверь овцам”, “Путь и Истина”, “Врач” и “Пастырь”, “Истинная лоза виноградная” и “Хлеб жизни”, “Воскресение и жизнь” (Ин. 8, 12; Мф. 23, 8; Ин. 10, 7; Ин. 14, 6; Мф. 9, 12; Ин. 10, 14; Ин. 15, 1; 6, 35; 11, 25 и др.).
Но для спасения человека недостаточно только сообщить ему истину. Сам человек должен участвовать в своём спасении (Мф. 11, 12). И проповедь Иисуса Христа не только открывает истину, но и призывает человека выйти из того состояния, в котором он находится.
Причиной “схождения с небес” и воплощения Сына Божия была предвечная Любовь Божия к человеку, так и началом Его проповеди явилась та же любовь, но уже в виде “жалости”. “Видя толпы народа, Он сжалился над ними, ибо они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря” (Мф. 9, 36 ср. Мф. 14, 14; 15, 32; Мк. 6, 34; 8, 2 и др.). В своей проповеди воплотившийся Сын Божий как бы ещё больше снисходит к человеку, в самую глубину его греховного сознания, как врач к больному (Мф. 9, 12), и указывает выход из этого положения - спасение.
Все евангельские притчи, образы и подобия заставляют человека “войти в себя”, внутренне ставят его пред жизнью и смертью, пред Богом и вечностью.
Человек должен сознавать своё бедственное положение и изменяться. Слово Христово указывает ему выход: “Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию” (Мф. 9, 13; Мк. 2, 17; Лк. 5 32). Покаяние ) и есть изменение.
Поэтому началом проповеди Господа Иисуса Христа было возвещение о приближении Царства Божия, призыв к покаянию и вере в Евангелие, в возможность спасения чрез Господа Иисуса Христа каждого человека (Мк. 1, 15; ср. Мф. 4, 17).
Поэтому всё содержание Евангелия имеет непосредственное отношение к душе человека. В Евангелии рассказывается, как Бог спасает душу человека и как человек воспринимает это спасение.
О чём бы ни проповедовал Иисус Христос, Его слова всегда имели поразительное влияние на слушателей. Евангелие сохранило много примеров, подтверждающих это.
Народ, впервые услыхав беседу Спасителя, по замечанию евангелистов, удивлялся учению Его, удивление нередко простиралось до ужаса (Лк. 4, 32). Люди чувствовали, что Господь учил “как власть имеющий, и не как книжники и фарисеи” (Мф. 7, 29; Мк. 1, 22), что в Его слове “явилась сила Господня” (Лк. 5, 17; 4, 36).
Сила воздействия слов Христа Спасителя на народ не уменьшалась и тогда, когда люди слушали Господа продолжительное время. Не новость учения, не какой-нибудь внешний Эффект, а полнота внутреннего духа, проникнутого правдой Божией, пленяли их. При этой полноте духа слово всегда ново. Поэтому и впечатление, раз возбуждённое учением Спасителя, не уменьшалось, а всё более и более возрастало в народе.
Иисуса Христа постоянно окружал народ, слагая в своём сердце каждое Его слово. Следуя за Господом, люди забывали свои житейские дела и насущные телесные потребности. Тысячи шли вслед за Учителем в пустыню, поддаваясь всеувлекающему действию Его слов, теснились вокруг Него, ловя каждое слово Учителя. Краткое слово, краткий призыв Спасителя обращали на путь правый грешников (Закхея, Мытаря, блудницу, разбойника). Даже люди, настроенные с предубеждением к Галилейскому Проповеднику, не могли устоять пред всепобеждающей силой Его слов. Слуги, посланные иудейскими архиереями и книжниками схватить Господа Иисуса в Иерусалимском храме, вернулись, не исполнив повеленного им. В своё оправдание они отвечали: “... Никогда человек не говорил так, как этот человек” (Ин. 7, 46). Слова Господа настолько поразили слуг, что они забыли страх и последствия неисполнения приказа пославших их и в своё оправдание указали лишь на невиданную и неслыханную силу слов Учителя.
Самаряне враждебно относились к иудеям, но когда в их городе они услыхали проповедь Спасителя, то просили пробыть у них несколько дней и с верою внимали Его учению (Ин. 4, 39-42). Жене же самарянке, возвестившей им о приходе необыкновенного Человека, они говорили: “Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос” (Ин. 4, 42).

Доступно только для пользователей


Администрация сайта
Награды пользователя
загрузка наград ...

Форум » Лекции духовных семинарий » Гомилетика » Гомилетика
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: