Православный Ортодокс - ГОМИЛЕТИКА - Форум

ГОМИЛЕТИКА - ФорумПодписаться на рассылку

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: rob3k  
Форум » Лекции духовных семинарий » Гомилетика » ГОМИЛЕТИКА (3 КЛАСС МДС)
ГОМИЛЕТИКА
rob3kДата: Вторник, 30.03.2010, 13:17 | Сообщение # 1
Я тут Главный!
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
« 250 »
Статус: Скоро будет
Содержание
I. ВВЕДЕНИЕ 4
ПАСТЫРСТВО И ПРОПОВЕДНИЧЕСТВО. 5
ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА ПАСТЫРЯ-ПРОПОВЕДНИКА 6
НЕОБХОДИМЫЕ ВНУТРЕННИЕ УСЛОВИЯ (СРЕДСТВА) В ПОДГОТОВКЕ К ПРОПОВЕДНИЧЕСТВУ. 7
ПОДГОТОВКА К ПРОПОВЕДНИЧЕСТВУ. 7
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ПРОСТЕЙШЕЙ ПРОПОВЕДИ 9
ПРИЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАЗНОЙ НАГЛЯДНОСТИ. 10
О ВИДАХ ИЛИ ФОРМАХ ПРОПОВЕДИ. 10
БЕСЕДА 11
Составные части беседы. 11
КАТЕХИЗИЧЕСКАЯ БЕСЕДА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ. 11
ПОУЧЕНИЕ 12
СЛОВО 13
Значение и выбор начального текста в Слове. 13
Какой вид тематической проповеди следует предпочесть, поучение или Слово ? 13
VI. ВНЕШНЯЯ СТОРОНА (ИЗЛОЖЕНИЕ) ПРОПОВЕДИ. 13
VII . ВИДЫ ПРОПОВЕДИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ И ЦЕЛИ. 14
ПО СПОСОБУ СОСТАВЛЕНИЯ И ИЗЛОЖЕНИЯ 14
VIII. ПРЕДМЕТ ПРОПОВЕДИ И ОСОЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ ЭТОГО ПРЕДМЕТА. 15
IX. ПРЕДМЕТЫ ПОУЧЕНИЙ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ВРЕМЕНАМ ЦЕРКОВНЫМ. 18
ПОНЯТИЕ О ВНУТРЕННЕМ ХАРАКТЕРЕ ЦЕРКОВНОЙ ПРОПОВЕДИ. 18
XI. ПРОИЗНЕСЕНИЕ ПРОПОПОВЕДИ И ЕЁ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СЛУШАТЕЛЯ. 19
ПРИЛОЖЕНИЕ. 24
ТВОРЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ И ПОДВИЖНИКОВ БЛАГОЧЕСТИЯ 25
ПРОПОВЕДНИЧЕСКИЕ СБОРНИКИ 26


I. ВВЕДЕНИЕ
Проповедь - проповедничество имеет в жизни Церкви огромное значение, проповедание Слова Божия есть исполнение заповеди Христа Спасителя "научить все народы", "проповедовать Евангелие всей твари" Мф. 28, 19; 28, 19 Мр. 16, 15,).
Путем проповеди истина о Спасении через Господа Иисуса Христа возвещается по всему миру и достигает каждого отдельного человека. По слову св. ап. Павла, невозможно уверовать в Того, о Ком не слыхали, а слышать невозможно без проповедующего (Ср. Рим. 10, 14).
Заповедь проповедовать, данная Господом Иисусом Христом Апостолам относится и к их преемникам - пастырям Церкви II проповедь о Господе Иисусе Христе никогда не прекратится. Проповедничество всегда будет составлять важнейшую обязанность православного пастыря.
Поэтому, каждый, готовящийся стать пастырем, должен научиться проповедовать. Иногда говорят, что апостолы были простые люди (рыбаки) и никогда не учились. Но те, кто так говорит, не понижают того, о чем сказал св. Димитрий Ростовский: "Господь не книжных собра, но книжных посла" Он Сам отверз им ум разуметь Писание.
А мы для того, чтобы уразуметь Писание и удостоиться благодатной помощи Божией должны приложить свой усердный руд для изучения всего нужного и полезного в пастырском лужении.
Гомилетика (от. греч. слова беседа) - наука о" проповеди или о проповедничестве.
Но что такое сама проповедь? Проповедь есть возвещение истины о Господе Иисусе Христе и призыв к спасению через слово.
В этом определении выражено самое: важное и главное в проповеди - ее содержание, - призыв к спасению через Слово. Формы этого слова, Формы проповеди были неодинаковы в истории церкви.
В настоящее время исторически сложившейся формой проповеди следует считать - речь к народу (не к одному человеку, но ко многим). Так мы обычно и называем проповедь - проповедь это речь к народу, произносимая проповедником в раме»
В этой форме - речи к народу - ораторской речи, и изучается проповедь в Гомилетике
Поэтому необходимо (очень кратко) определить, что же такое ораторская речь, какие ее отличия от речи обыкновенной?
I) Русское - славянское слово "проповедь" происходит от славянского слова "ведение", обозначающее знание важных священных) предметов, от корня "вед" от этого же корня происходят слова: "заповедь", "совесть", имеющие отношение к внутренней жизни человека.
Если мы ее определим, как речь пред многими, то это будет неточно, так как "пред многими" читается, напр. лекция, но лекция отличается от ораторской речи. Нужен еще один признак - ораторская речь не только имеет целью сообщить сведения, но еще убедить, возбудить слушателей, вызвать в них определенное действие- - реакцию.
Это можно видеть и на видах светской ораторской речи.
Политической (в парламенте и на митингах) - оратор убеждает слушателей" принять определенное решение, . склоняет их "на свою сторону".
Судебной - два оратора (стороны в процессе; убеждают судей (присяжных заседателей) обвинить или оправдать подсудимого.
Военной - командир говорит солдатам "несколько слов" пред боем, чтобы поднять их дух и т.д.
Подобные признаки ораторской речи имеются и в проповеди - проповедник также имеет целью убедить своих слушателей признать какую-либо истину, принять решение (напр.; покаяться ", оставить грех), вызвать в них определенное настроение (благоговения, внимания и др.).
Но сходство ораторской речи с проповедью касается только формы, по содержанию же они вполне различны.
О чем бы ни говорил проповедник, его слова всегда в конечном итоге касаются нашего спасения.
I) 0 формах и особенностях ораторской речи будет сказано ниже.
"Проповедь, говорит известный русский гомилет проф. Певницкий, - как частная речь, не обнимает всего Евангелия о спасении и о средствах его приобретения, но всегда, какого бы частного предмета она ни касалась, она имеет, или должна иметь, непосредственную связь о этим главным и средоточным пунктом христианского учения. Утеряв связь с ним, она перестает быть проповедью христианскою".
Г о м и л е т и к а, как наука, имеющая своим предметов проповедь или проповедничество, имеет свою определенную задачу и метод.
Задача гомилетики - воспитывать проповедника, помочь начинающему проповеднику "Образовать в нем, по словам профессора протоиерея Фаворова, способность и вкус к проповеди".1
м е т о д (способ изучения) гомилетики составляет изучение теории и практики проповеди.
Теоретический заключается в изучении особых правил и условий способствующих составлению проповеди и ее воздействию.
Практический заключается в изучении образцов проповеди, составлении проповедей, разбор их и т.д.
Имеет большое значение изучение исторического развития проповедничества в Церкви.
Не следует думать, что можно "научиться" проповедовать только изучив правила гомилетики, - сделаться проповедником можно только после большей внутренней работы над собой своим духовным развитием и т.д.,
Гомилетика относится к богословским наукам и занимает
среда них особое место, больше всего приближаясь к области так наз. "практического богословия" к богословию пастырскому. Но она имеет отношение и. ко всем другим частям богословия, чрез проповедь доводятся до сведения (сознания) большей часта Церкви (мирян)» не изучающих специально богословие, основные истины всех богословских знаний (осн. истины веры из догматики, главные заповеди из области нравственного БОГОСЛОВИЯ И Т.Д.).
источники гомилетики Важнейшим источником: как ив других БОГОСЛОВСКИХ науках, являются. Слово Божие и. учение. Церкви - они относятся к содержанию проповеди. Затем образцы проповеди и особые правила гомилетики, относящиеся к форме проповеди и к тому, как следует пользоваться в проповеди Словом Божиим и учением Церкви.
ИСТОРИЯ гомилетики. Господь Иисус Христос и Его ученики говорили просто, но уже у апостолов встречаются целые речи, обращенные к народу.
Св.» Отцы пользовались иногда светскими руководствами для ораторов, но уже с V века появились специальные руководства для проповедников:
"Христианская наука", состав. Блаж. Августином (7 век). Спец. Отдел в "Книге о пастырских обязанностях" Св. Григория Великого, папы Римского (VI век).
В русской Церкви такие руководства появились значительно позднее
Важное значение имеет "церковный устав", где даны указания, когда и какие поучения следует читать в храме.
В XVII в. в Киеве появился первый Русский учебник Гомилетики, составл. архимандр. Иоанникием Голятовским, ректором Киевской Академии "наука, альбо способ зложения казания" (на полупольском полуславянском языке).
В XVIII веке подобные указания давались и в ""Духовном регламенте", разных переводных руководствах и в имеющей важное значение "Книге о должностях: пресвитеров приходских".
В XIX в. было составлено и уже издано полное, очень интересное 2 важное руководство по гомилетике: Проф. Киевской Духовной Академии Н. Амфитеатрова "Чтения о духовной словесности".
затем были многие учебники и руководства проф.'. Фаворова, Чепика, Триодина, Юрьевского, Курсы по истории проповеди проф. Барсова, проф. Паторжинского.
Можно особо отметить книгу проф. Киевской Академии В.Ф. Певницкого "Церковное красноречие и его законы" (Изд. 1906 г).
В самое последнее время составлен курс по гомилетике проф. Московской Духовной Академии прот. о. А. Ветелевым. Этот труд имеет большое значение и ценность, как составленный уже в наше время.

Доступно только для пользователей


Администрация сайта
Награды пользователя
загрузка наград ...

Форум » Лекции духовных семинарий » Гомилетика » ГОМИЛЕТИКА (3 КЛАСС МДС)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: