Православный Ортодокс - Сочинение по кафедре Истории Древней Церкви - Форум

Сочинение по кафедре Истории Древней Церкви - ФорумПодписаться на рассылку

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: rob3k  
Форум » Лекции духовных семинарий » История Церкви » Сочинение по кафедре Истории Древней Церкви
Сочинение по кафедре Истории Древней Церкви
rob3kДата: Суббота, 01.05.2010, 17:39 | Сообщение # 1
Я тут Главный!
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
« 250 »
Статус: Скоро будет

Сочинение по кафедре
Истории Древней Церкви
студента II курса МДА
Шаповалова Игоря

Император Юстиниан Великий и его Церковная политика.

Император Юстиниан Великий наследовал Византийский престол своему дяде императору Иустину I в 527 году и управлял огромной империей в течении половины столетия с 527 по 565 годы. Как отмечают историки “был человеком зрелого ума , обладал гордой душой и был фанатически одержим идеей величия императорской персоны .“ Сам родом из глухой, далекой деревни, он сумел возвыситься до звания “соправителя”, а затем стать императором и разумно управлять столь обширной империей.
Относительно церкви Христовой он много заботился, о чем попытаемся рассказать в настоящем сочинении.
Рассматривая личность императора Юстиниана следует отметить, что он искренне заботился о благе Православной Церкви, ее сохранении и утверждении.
Обширна законодательная деятельность Юстиниана Великого, как в светском, так и церковном направлении. Одним из важнейших его деяний было, издание новых и приведение в систематический порядок прежде бывших до него законов. “ Если же его (Юстиниана) имя осталось черезвычайно популярным , если все средневековье хранило память о великом императоре, если и в настоящее время его имя известно мало-мальски просвещенному человеку, то всем этим он обязан своему законодательному делу” , так оценивает в своем труде “ Юстиниан и Византийская цивилизация в IV веке Ш. Диль.
Первым шагом на законодательном пути была кодификация права . Помимо того что из многих кодексов были собраны, отредактированы и исключены взаимопротиворечащие главы, все право было приведено в единую общую систему. Этой задачей занималась особо составленная для этой цели комиссия. Но нас больше интересует вопрос каковы же были законы относительно Церкви? Первые тринадцать титулов кодекса полностью говорили о церковном законодательстве. Их полностью приводит профессор нашей Академии Н. Соколов в своих лекциях по “Церковному праву”, упоминая так же , “что ни одна рукопись дошедшая до нас не представляет этого текста полностью, в том виде каким он был издан при Юстиниане... “ Всему Церковному праву была сделана общая редакция, исключающая из него множество повторений и противоречий.
В другом законодательном сборнике, вошедшем в историю под наименованием “Новеллы” были собраны законы по самым разным сторонам жизни государства. В основном это ответы императора на поступающие к нему вопросы. Среди них ( Новелл ) большое количество имеют церковное содержание и “ адресованы они были к Константинопольскому , Александрийскому или Антиохийскому патриархам, о чем свидетельствует 3, 5, 6 и 67 новеллы. Новеллы регулировали самые разносторонние вопросы церковной жизни, от назначения на церковные должности ( новелла VII) до выборов кандидатов в епископы ( новелла VI ) , а также вопросы связанные с браком или монашеством. Протоиерей Иоанн Демешко, в своем кандидатском сочинении , делает вывод, что: “ Ими ( новеллами ) не только устанавливается современное Юстиниану право Церкви, но даже кладутся принципы на которых развивалось церковное законодательство в последствии”
Епископы при св. Юстиниане были наделены правом юридического лица и имели большие полномочия в общественной жизни епархий. Были также изданы ( по мимо новелл) отдельные законы о епископах и духовенстве, а так же о монашествующих и о монастырях.
Закон о епископах предполагал, во избежание занятия кафедры еретиками, то что епископ дает, перед посвящением, письменное исповедание веры. а так же ”анафематствует еретиков : Саввелия, Ария, Аполлинария, Нестория , Евтихия и других” , так же надлежало “прочитать молитву освящения и преосуществления Святых Даров и слова молитв на крещение и других таинств.”
При императоре Юстиниане (новеллой 123) была узаконена практика, когда новопоставленный епископ вносил определенную сумму денег на пользу Церкви и тех людей которые были задействованы в делопроизводстве, не считая это симонией. Обязав таким образом каждого делать взнос, император думал оградить поставлявших и избираемых от заинтересованности друг в друге. Он так же требует присяги от обеих сторон, что они не давали друг другу подкупа или обещания вознаграждения за хиротонию. “ До Юстиниана бытовал такой обычай... , а он узаконил и упорядочил его.” Юстиниан требует так же от поставляемых на епископские должности единобрачия до, и оставления брачной жизни после принятия поставления, издав в 530 году специальный указ. Высота требований к образованности архиереев была отчасти обусловлена временем правления Юстиниана, это было времся когда Церковь волновали монофизитские споры, следствием которых был созыв в 553 году Пятого Вселенского Собора. Говоря о соборе нельзя не затронуть событий предшествовавших ему. “ Ересь монофизитская принесла Церкви зла более , чем какая-либо другая” — пишет в своей Истории Христианской Церкви Евграф Смирнов. Главными возмутителями церковного покоя после Четвертого Вселенского Собора , проходившего в 451 году в Халкидоне, были монахи, духовным центром которых стал Египет. Им казалось уничижением Господа Иисуса Христа полностью признать подобным нам человеком. После собора монашествующими были произведены большие беспорядки в Палестине, в частности им был смещен православный патриарх Ювеналий и поставлен монофизит Феодосий. Не меньше православные претерпели и в Александрии где военный гарнизон пытавшийся усмирить восставших был заперт в храме “ Сераписа “ и заживо сожжен, в это же время был смещен св. патриарх Протерий и на его место возведен монофизит Тимофей Эллур. Император Лев I , правивший Византией с 457 по 477 гг. для восстановления единства и мира потребовал в 460 г. от всех епископов письменного изложения о Халкидонском соборе и Тимофее Эллуре. Но к сожалению все эти меры хотя и способствовали временному перемирию все же не привели к желанному миру .
Мысль о примирении монофизитов и православных особенно занимала императора Юстиниана Великого. который видел в единстве Церкви залог единства государства. Но стоит отметить, что монофизиты имели при дворе тайного покровителя в лице жены императора — Феодоры, под влиянием которой в 535 г. был возведен еретик Анфим. Вскоре к счастью низложенный старанием папы Агапита. Два епископа монофизита, жившие при дворе — Федор Аскида и Домициан предложили императору осудить Ффедора Мопсуетского и его последователей. Феодорита Кирского и Иву Эдесского. Но Федор и ива были признанны Церковью православными на IV Вселенском Соборе. На это и рассчитывали сторонники Феодоры, которые надеялись привести Церковь к противоречию самой в себе.
В 544г. Юстиниан издает “первый эдикт о трех главах”, осудив сочинения Феодорита Кирского и письмо Ивы Эдесского к Марину Персу. Эдикт вызвал сильнейшую оппозицию особенно в западной Церкви. В 553 г. был издан “второй эдикт о трех главах” оправдывавший предыдущий.
Но все же в 553 г. в Константинополе был созван V Вселенский Собор в состав которого вошло 165 епископов под председательством Константинопольского патриарха Евтихия. На соборе были осуждены Федор Мопсуетский и сочинения блаженного Феодорита, а так же письма Ивы Эдесского. Деяния собора были так же утверждены папой Вергилием.
Целый ряд законодательных актов Юстиниана был составлен для монашествующих и для монастырей. “Преклоняясь перед гением св. Василия Великого, законодателя восточного монашества, император Юстиниан Великий составил целое уложение законов монашеских, где предусмотрел все мелкие подробности внешней и внутренней жизни монашества.” Принимать монашество могли граждане Византийской империи всех сословий, но при этом делались некоторые оговорки о людях находящихся в рабстве и том при каких условиях они могли оставить своих хозяев. 534 году был издан закон, который говорил о наследстве принимающих монашеский постриг, в частности там было сказано: ”... родителям не позволяется отвлекать их (детей) каким-либо образом или по той только причине как неблагодарного... отстранять от своего наследства.”
Оставление монашеского чина так же сурово преследовалось по закону. Новелла 123 гл. 40 Инока оставившего монастырь повелевалось возвращать обратно. а при повторном оставлении монастыря отправлять на военную службу. 42 гл. той же новеллы запрещала инокам переходить из одного монастыря в другой. Предпочтение было отдано общежитийному уставу: ”Желаем чтобы пребывали совместно друг с другом в так называемых киновиях.” Заботы Юстиниана простирались как на внутреннюю жизнь монастырей так и на внешнюю, в частности запрещалось строить мужские монастыри рядом с женскими. женщинам запрещалось входить в мужские монастыри и наоборот.
Оставил свой след император Юстиниан и в церковной гимнографии. Он является автором песнопения “ Единородный Сыне...”, употребляемого в Церкви во время Божественной литургии. В период христологических споров, император пожелал сделать прибавку к Никео-Цареградскому символу веры, но встретил противодействие со стороны епископата, так как по решению отцов Собора, ничего не должно быть прибавляемо и отнимаемо от Святого символа. Следствием было появление песнопения “Единородный Сыне.”
Другим не маловажным аспектом правления Юстиниана было построение, величайшего христианского храма — Святой Софии. Ф.А. Курганов в своем сочинении “Император Юстиниан и его отношение к Церкви ”так оценивает это событие: ”В особенности же он (Юстиниан) не пощадил никаких издержек на построение Великой Софийской церкви, которая впрочем, скоро разрушилась от землетрясения, так что Юстиниан строил ее вновь, и еще более великолепнее прежнего. Все современники и потомки выражают единогласное изумление этому зданию и считают его небывалым до селе чудом света.”
Но почему же император которому было усвоено наименование “Великий”, который искренне исповедовал православие, и столь же искренне проявлял заботу о Церкви Христовой, о ее благосостоянии и мире все же не достиг истинного мира ? Это было следствием того, что Юстиниан искоренял ереси и устранял церковные нестроения своими указами и распоряжениями. Особенно эти методы вызывали сильное противодействие в западной части империи где епископат считал такое вмешательство в церковную политику не законным и не допустимым.
Император Юстиниан Великий скончался в 565 году и был канонизирован Церковью, память его установлена 14\ 27 ноября.

Список использованной литературы:
1.Ш. Диль. Юстиниан и Византийская цивилизация в IV веке.
Спб. 1908 год.
2. И.Н.Корнеенко. “Странник”. 1890 год. т.2. Участие императора Юстиниана в делах церковного устройства и суда.
3. Еп. Никодим (Милаш). Православное Церковное право.
Спб. 1897 год.
4. Прокопий Кесарийский. Тайная История Б.М.
5. Н.К. Соколов. Система канонического права.
М.1875 год.
6. Прот. Иоанн Демешко Курсовое сочинение “ Церковно-за¬ко¬но-дательная деятельность Юстиниана Великого”.
За¬горск 1972 год.
7. Е. Смирнов. История Христианской Церкви.
Репринтное издание с М. 1875 год.


Администрация сайта
Награды пользователя
загрузка наград ...

Форум » Лекции духовных семинарий » История Церкви » Сочинение по кафедре Истории Древней Церкви
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: