Православный Ортодокс - Вариант 2 - Форум

Вариант 2 - ФорумПодписаться на рассылку

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: rob3k  
Форум » Лекции духовных семинарий » Риторика » Вариант 2
Вариант 2
rob3kДата: Пятница, 07.05.2010, 20:19 | Сообщение # 1
Я тут Главный!
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
« 250 »
Статус: Скоро будет
Риторика - одна из самых древних филологических наук. Она сложилась в IV веке до Р.Х. в Греции как теория ораторского искусства, но главным содержанием риторики уже в то время была теория аргументации в практической общественной деятельности - судебной, политической и так называемой показательной. Создатель риторики великий греческий философ и ученый Аристотель (384-322 г. до Р.Х.) определил эту науку как “способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета” .
Проблемы, которые решала риторика, по замыслу Аристотеля, состояли в том, как построить для широкого круга не осведомленных в науке и философии людей аргументы, которые сделали бы для общества нравственные принципы, на которых должна основываться общественная жизнь, более убедительными, чем эгоистические и материально-практические соображения:
“Риторика полезна, потому что истина и справедливость по своей природе сильнее своих противоположностей, а если решения поставляются не должным образом, то истина и справедливость необходимо побеждаются своими противоположгностями, что достойно порицания” .
Аристотель включил риторику в систему логических наук, то есть наук о слове: аналитика, наука о построении научного доказательства; диалектика - науки о принципах обсуждения и решения научных, философских и практических проблем, которые возникают в ходе деятельности человека; поэтика - наука о художественной речи. Эта система наук о слове как инструменте познания и творчества была в последующие столетия античной культуры дополнена грамматикой - наукой об общих принципах построения осмысленной членораздельной речи. Так сложилась система античного образования, которая существует с некоторыми изменениями и в наше время.
Все знание подразделялось на три области: физику, знание о природе в самом широком смысле - о космосе как объективной независимой от человека и внутренне организованой реальности; этику - знание об общественных установлениях и деятельности человека, создающего свой человеческий мир культуры; логику - знание об инструменте познания и деятельности - слове.
Понятно, что в основе образования лежат именно логические науки, поскольку прежде всего должен быть освоен метод познания мира, на основе которого возможно всякое правильное познание реальности, а практическая деятельность в свою очередь основана на знании о слове и на понимании общих законов бытия.
Сами же логические науки, или органон, как их называли в Античности и Средневековье, включали в себя грамматику - науку об общих правилах построения осмысленной речи, к которой прилегала поэтика как наука о наиболее совершенных образцах выражения мысли, которые достигаются в художественном слове - своего рода словесной игре, ибо играя мы обучаемся серьезным вещам; диалектику - науку о приемах обсуждения и решения проблем и о технике научного доказательства; риторику - науку о решении проблем практического характера, которые предполагают убеждение. Эти три науки и составляли тривиум - учение о трех путях познания.
В этом качестве одной из основных образовательных наук риторика была заимствована римлянами и существенно усовершенствована в сочинениях знаменитого римского филолога Марка Терренция Варрона (116-27 гг. до Р.Х.), государственного деятеля, юриста и философа великого римского оратора Марка Туллия Цицерона (106-43г. до Р.Х.) и в особенности первого профессора римской риторики, создателя педагогической теории Марка Фабия Квинтилиана (35-100 гг. Х.Э.). После работ Квинтилиана, а позже византийских и римских ученых Гермогена Тарсийского (160-225 г.), Аффония Антиохийского ( IV в.), Либания (314-393 г.), бл. Августина (354-430 г.), Присциана (6 в.) и ряда других авторов риторика сложилась как устойчивая система научных понятий и в таком виде существовала вплоть до середины XIX века.
Особенность византийской и западноевропейской средневековой риторики состоит в том, что главным ее предметом становятся богословская полемика и проповедь, в особенности катехизическая. А это означало, что риторика стала заниматься в основном не ораторской речью, которая произносится один раз перед аудиторией, собравшейся для рассмотрения отдельной проблемы, но гомилетической речью, которая представляет собой последовательный ряд поучений, которые произносятся перед постояной аудиторией и задача которых состоит в духовно-нравственном просвещении и обучении. При этом гомилетика существует как в устной форме проповеди, так и в письменной форме, например катехизиса, что существенно изменяет саму технику речи.
Единственным, но очень существенным новшеством стало в XVII-XVIII веках понимание риторики как науки об аргументации в письменной речи по преимуществу.
Первая русская риторика, так называемая риторика архиепископа Макария , появилась, очевидно, в Москве в первой четверти XVII века (датировка рукописи 1620 год) или несколько раньше. Она представляет собой свободный перевод риторики Филиппа Меланхтона (1497-1560), профессора греческого языка и теологии, одного из ближайших сотрудников Мартина Лютера (1483-1546).
Риторика Меланхтона, наряду с его сочинением по герменвтике, была одним из самых важных источников протестантизма: герменевтика и логика обеспечивали на основе хорошего знания древнееврейского и греческого языков индивидуальное толкование текста Св. Писания, а риторика представляла инструментарий аргументации выводов, которые получались из этого толкования, для полемики с римо-католиками. Как известно, этот инструментарий принес большой успех лютеранам и стал основой гуманистического образования в германских школах, семинариях и университетах.
К этому времени мы имели в качестве руководства по диалектике “Философские главы” св. Иоанна Дамаскина, перевод которых неоднократно поновлялся в течение XVI и XVII веков, а также ряд грамматических сочинений, но примерно тогда же выходит знаменитая “Грамматика” Мелетия Смотрицкого (1618-1619, до его отпадения в униатство в 1627 году), которая обычно рассматривается как первая наша школьная грамматика. Перевод именно “Риторики” Меланхтона и принятие ее в качестве руководства были неслучайеым явлением: борьба с римской экспансией требовала серьезного образования и учебных руководств соответсвующей ориентации. Так была заложена содержательная основа первого русского тривиума, в результате чего стало возможным систематическое школьное образование.
Следующим важным этапом развития русской риторики стали грамматические и риторические сочинения М.В. Ломоносова (1711-1765), которые, естественно, опирались на уже довольно значительный опыт латинских по преимуществу риторических руководств XVII - первой половины XVIII века. В 1739 году выходят “Письмо о правилах российского стихотворства”, в 1748 году - “Краткое руководство к красноречию”, в 1757 году - “Российская грамматика”, около 1758 написано “Предисловие о пользе книг церковных”. Очевидно, М.В. Ломоносов написал, или, по крайней мере, собирался написать и логику, что было бы завершением единой системы тривиума . Такая логика на русском языке была составлена и издана в 1758 году преподавателем Славяно-греко-латинской академии архимандритом Макарием Петровичем.
Главная особенность филологических работ М.В. Ломоносова в том, что он сознательно и целенаправленно формировал норму русского литературного языка, отличного от церковнославянского, ориентируя эту норму на язык науки, деловой прозы - документа, историчекой прозы, классической художественной литературы, показательной духовной, академической и политичексой оратории.
Именно в этих видах словесности М. В. Ломоносов сочинял свои произведения, которые он представил как нормативные образцы русской литературной речи: примеры в филологических трудах М.В. Ломоносов дает почти исключительно из собственных сочинений, или переводов классических авторов, или специально создает искусственные образцы (периодов, фигур речи). Филологические труды М.В. Ломоносова оказали значительное влияние на русскую словесность.
В начале XIX века русская риторика преживает эпоху расцвета. Среди довольно многочисленных руководств следует отметить в первую очередь риторические руководства по общей и частной риторике Н.Ф. Кошанского (1781-1931), филолога-классика, переводчика, преподавателя словесности в Царскосельском лицее. Н.Ф. Кошанскому принадлежат две замечательные работы: “Общая риторика” (1829) и “Частная риторика” (1832).
Особенностями риторических работ Н.Ф. Кошанского являются их ориентация на понимание и воспроизведение учеником классических образцов речи прошлого, которая давала весьма солидное образование в словесности; а также систематическая классификация и разработка родов и видов словесности в “Частной риторике”, которая, связывая русский язык с классическими и церковнославянским, не только представляла систематическую картину культуры языка, но и предлагала приемы построения произведений. В результате выпускник русской средней школы того времени, гимназиии или лицея, пользуясь образцами и рекомендациями, мог критически осмысливать и самостоятельно сочинять любые тексты от ораторской речи до делового документа. Учебники словесности Н.Ф, Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, И.И. Давыдова и других авторов сформировали несколько поколений талантливых
и образованных русских людей, которым мы обязаны расцветом национальной культуры в XIX веке.

Доступно только для пользователей


Администрация сайта
Награды пользователя
загрузка наград ...

Форум » Лекции духовных семинарий » Риторика » Вариант 2
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: