rob3k | Дата: Среда, 31.03.2010, 19:33 | Сообщение # 1 |
|
|
Я тут Главный! |
|
Группа: Администраторы |
Сообщений: 494 |
« 250 » |
|
Статус: Скоро будет |
|
|
„... Церковь, созданную для жизни, мы до сих пор не ввели в нашу жизнь! ... храпи нас Бог защищать теперь нашу Церковь! Это значит уронить ее. Только и есть для нас возможна одна пропаганда — жизнь наша" Гоголь Н.В. Мысли, изложенные здесь, рождались по мере общения с нашими студентами, ставшими или готовящимися стать священнослужителями. Поводом для этого были сначала отдельные беседы, вопросы, а затем „пятиминутки культуры", присоединяемые мною в Академии вот уже ряд лет к лекциям по Церковной археологии. Некоторые из участников наших бесед о культуре пастыря просили меня дать мои записи, которых у меня до сих пор не было. Желание содействовать росту наших замечательных, добрых слушателей и побудило написать часть того, о чем говорилось, что интересовало нас всех. Говорить о культуре или об эстетике пастыря трудно, ибо все время впадаешь в „чужие" области нравственного им пастырского богословия. Пастырская эстетика — это и пастырская мораль, этика и нормы поведения, вытекающие из христианского мировоззрения и сугубо нравственных и пастырских основ пастырства. Важно усвоить, что священнослужитель не актер, не дипломат, он всегда должен быть самим собой и должен быть всегда на высоте своего сана. А сан обязывает его быть всесторонним, духовно-богатым, мудрым, опытным человеком. Культура пастыря и вообще каждого священнослужителя — это не только его личное дело, это дело Церкви, дело духовных школ, каждого их преподавателя и воспитателя. Все изложенное здесь не инструкция и предписание, а просто размышления, советы, мысли для обсуждения. Если они будут приняты и кому-либо полезны и интересны, автор сочтет свой труд не пропавшим даром. Ценность человека — его содержание, его поведение и его дело на земле. В высочайшем пастырском служении много граней и все они должны быть чисты и прекрасны; все они должны ярко светить людям. Эстетика — это чувство прекрасного и это наука о законах красоты. Чувство действительно прекрасного должно быть постоянным ощущением у священнослужителя. Вся его жизнь, все его служение — это выражение прекрасного и спасительного. Без красоты нет этой жизни, красота вокруг нас, в нас самих и все это отблеск высочайшей и совершеннейшей красоты Бога. Красота храма, богослужения — это красота церковная, особенная, вещающая о спасительном и благодатном. Красота преображающая. Жизнь христианская — это красота духовная, нравственная, человеческая; она состоит из внутреннего богатства человека и из умения общения с людьми. Цель жизни — спасение, вечность и на пути к этой цели Церковь и пастырство в ней. Каждый пастырь может стать действительно пастырем, а может быть только требоисправителем и пастырем наполовину, а то и меньше. ГЛАВА ПЕРВАЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ В ХРАМЕ Священнослужителю очень важно глубоко чувствовать церковный характер храма и совершаемого в нем богослужения. Он твердо должен усвоить, что как недопустима нецерковность в храме в утвари, живописи, иконах, так недопустима она и в богослужении, проповеди, облике и поведении самого священнослужителя. Все виды нецерковности вредны, к примеру, любой нецерковный предмет, внесенный в храм для употребления сразу должен „резать" глаза священника. Любое нецерковное, картинное изображение или имеющее светский, оперный характер, песнопение, декламационная манера чтения, даже движения и возгласы, производимые актерски, должны вызывать протест у церковно живущих молящихся и тем более у священнослужителя. Конечно, трудно выдержать в храме все в едином стиле. Наши храмы и наши богослужения имеют теперь очень „пестрый" характер. От древних икон до западных репродукций и дешево, безвкусно подкрашенных фотографий с картин, можно встретить в храмах. Уродливая резьба, скульптуры, искусственные цветы, громоздкие медные позеленевшие подсвечники и паникадила, полотенца с бездарными вышивками низкая по качеству и нецерковная по характеру стенопись, плохие изображения на стекле часто наполняют наши храмы. Вкуса, эстетики, порой, обидно мало. При богослужении чтение и пение представляют тоже искусственное соединение различных по характеру и способу исполнения произведений. Многое поется по-оперному, по-светски. Добиться церковной строгости и единого стиля в храме трудно. Народ наш привык, свыкся с этой пестротой и даже иногда любит установившийся горе-порядок. Священнику надо очень осторожно, очень тактично воспитывать прихожан в понимании действительно церковного. Не крики хора, а кричать у нас любят, а глубина содержания, выявление смысла песнопений — вот главное и спасительное. Можно прокричать или прошамкать апостольское или евангельское зачало, а можно донести его до сердца молящегося. Можно „умиляться" перед плохой копией с Мадонны, а можно молиться перед духоносной древней иконой Божией Матери и получать духовное, а не „чувственное", т.е. внешнее утешение. Раскрыть настоящую церковность, приблизить ее, сделать доступной и насущной может и должен священнослужитель, но прежде всего он сам должен открыть ее для себя, чтобы зажить ею, постоянно духовно обновлять и углублять свое знание о Церкви. Все эти слова будут не доступны и не нужны для духовно мертвого священника, не нужны они и карьеристу, но для живого пастыря Церкви они нужны, ибо его служение призвано быть плодотворным, спасительным для него и для множества наших замечательных чад церковных. Доступно только для пользователей
Администрация сайта Награды пользователя загрузка наград ...
|
|
|
|