Православный Ортодокс -

Подписаться на рассылку

22:04
Архиерейская проповедь
Слово Преосвященнейшего Александра, Епископа Даугавпилсского, произнесённое 2 мая 2010 года, в Неделю 5-ю по Пасхе (о самаряныне) в храме свт. Николая г. Огре
 
Верою пришедшая на кладязь самаряныня,
виде Тя премудрости воду, еюже напоившися
обильно, Царствие вышнее наследова вечно,
 яко приснославная (Кондак Недели о самаряныне)
 
Возлюбленные о Христе отцы, братья и сестры,
 
Христос Воскресе!
 

          Нынешнее воскресенье, 5-е по Пасхе, именуется Неделей о самаряныне, по причине того, что Евангельское чтение сего дня (Ин., 12 зач., 4, 5–42) посвящено беседе Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с женщиной происходившей из Самарии.

          Встреча Спасителя с самарянкой происходит у колодца Иаковля, куда та приходит, чтобы почерпнуть воды.

Как часто и мы возлюбленные, находимся в поисках живительной влаги, под которой подразумеваем блага земные. Каждым из нас сии блага измеряются различным аршином, но суть их сводится примерно к одному и тому же. Порою, мы даже не имеем себе представления, что именно для нас является благом, но, являясь слабыми верой и духом людьми, мечтаем о том, что не представляет никакой ценности, ни в настоящем нашем бытии, ни в будущем. Желаем себе, своим близким и иногда далёким здоровья; себе и своим детям - богатства, удачной карьеры, славы, уважения. Между тем, блага земные не только не могут привести нас к вечности, но чаще всего вредят душе нашей (Мф. 16, 26). Вот и получается, что в поисках живительной влаги находим кладезь с мутной водой, опившись которой отравляем свою душу и потом снова и снова возвращаемся к этому гнилому источнику, который не может утолить нашу жажду (Ин. 4, 13), как не может, например богатство, насытить алчного, а слава обуянного гордыней.

          Что же Господь предлагает самарянке вместо колодезной воды? Он, как Податель всяческих благ, предлагает ей воду живую:  Кто будет пить воду, которую Я дам ему, - говорит Спаситель, - тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14).

          Что же для нас важнее жизни вечной, жизни, в которой не буде болезней, скорбей, воздыханий, переживаний, суеты, глада, нищеты, злобы, зависти, нужды в том, без чего не можем существовать в настоящем бытии, в котором, даже ощущая себя счастливыми всегда несчастны, от того, что боимся потерять мимолётное? Если мы не будем наслаждаться вечной жизнью, - восклицает свт. Иоанн Златоуст, - то о нас справедливо будет сказать: лучше было бы, если бы мы не родились. Для чего же мы живём? Будем же возлюбленные жить, пребывая во Христе, достойно Его благовествования, будем стоять в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую (Фил. 1, 27), одну заботу будем иметь – как благоугодить Богу ради нашего спасения.

          Бог есть дух, - говорит далее Христос самарянке, -  и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4, 24). Здесь подразумевается, что не достаточно поклонения, т. е. служения Богу одним внешним проявлением веры, каковым являются молитва, земные поклоны, свечи и жертва на храм, добрые дела и т. д. – всё это делали и иудеи и делают язычники. Всего этого ещё раз отмечу – не достаточно, ибо это не есть ещё поклонение Богу духом и истиною. Не достаточно молиться лишь устами, не внимая сердцем молитвословию, находясь умом в рассеянии. Не достаточно совершения земных поклонов телесно, если дух наш остаётся непреклоненным пред Творцом. Не достаточно возжигания свечей и жертв на храмы Божии, если сами не пламенеем верой, а жертву приносим без понимания того, что ею выражаем расположение душевное и благодарность Богу. Не достаточно добрых дел, если совершаем их без любви к ближним, ибо мы имеем заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Ин. 4, 21).

            Истинное поклонение Богу духом происходит тогда, когда признаём над собой господство Отца Небесного; когда сознаём своё падение и ничтожество и во всех бедах постигающих нас, обличаем себя, как единственных виновников происходящего; когда обижающих нас благословляем, а болезни и невзгоды воспринимаем, как праведное воздаяние Божие за наши грехи и смиренно претерпеваем все испытания, ниспосылаемые десницею Божиею.  Поклонение Богу духом совершаем тогда, когда с постоянством, усердием, благоговением и вниманием молимся Творцу, сопровождая молитву и телесным поклонением, согласно учению св. апостола Павла: прославляя Бога и в телах и в душах (1 Кор. 6, 20).

Но мы слышали, что поклонение Богу должно происходить в духе и истине. Что же есть истина? Господь отвечает нам: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6) – это ли, не ответ для нас, почему поклонение Богу должно происходить ещё и в истине? Совершаем же мы служение Господу в истине тогда, когда исповедуем Истину, т. е. исповедуем Господа Бога и Спаса нашего Иисусом Христом, Сыном Божиим, исповедуем православно, согласно учению Святой Православной Церкви, её преданию и учению святых отцов; когда сознаём, что истинная жизнь, - по слову свт. Василия Великого - есть пребывание во Христе и благоугождение Ему, а иная жизнь ведёт к вечной погибели.

Свт. Игнатий Кавказский (Брянчанинов) размышляя о том, что такое есть служение и поклонение Богу духом и истиной, говорит, что это та благая часть, то блаженное состояние, которое, начавшись во время земной жизни, не прекращается, как прекращаются телесные подвиги с окончанием земной жизни. Благая часть пребывает неотъемлемой принадлежностью души и в вечности, в вечности получает полное блаженство.

Да не лишимся же сего блаженства возлюбленные братья и сестры, как не лишилась его самарянка.  Её жаждущая Истины душа, была напоена Христом водой благодатного учения. Она оставила водонос свой и возвестила жителям града Самарийского о Христе и многие Самаряне из города того уверовали в Него (Ин. 4, 39).

История оставила нам имя сей самарянки – Фотина (Светлана). Она, двое её сыновей, старший - Виктор нареченный Фотином (бывший военачальником римской армии в Малой Азии) и младший – Иосия, стали ревностными проповедниками Евангелия и исповедниками Христа Спасителя, за что по приказу императора Нерона были мучимы и казнены. Вкупе с Фотиной и её сыновьями пострадали и сестёры мученицы -Анатолия, Фото, Фотида, Параскева, Кириакия, Домнина, а так же и Севастиан. Память св. мученицы Фотины, мы молитвенно отмечаем дважды в году – 2 апреля и в 5-ю Неделю по Пасхе.

Будем следовать и мы возлюбленные братья и сестры примеру самаряныни, проявившей решимость оставить греховную жизнь. Будем молиться и просить Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, чтобы Его благодатное слово учения освятило нашу жизнь, оживотворило наши души и соделалось в нас источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14). Аминь.

 

Категория: Православие в Латвии | Просмотров: 554 | Добавил: rob3k | Теги: Архиерейская проповедь
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]