Православный Ортодокс -

Подписаться на рассылку

20:09
Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Александр, Митрополит Рижский и всея Латвии
Его Высокопреосвященство,
Высокопреосвященнейший Александр,
Митрополит Рижский и всея Латвии


Биография

Высокопреосвященнейший Митрополит Рижский и всея Латвии Александр (в миру Александр Иванович Кудряшов) родился в Латгалии в глубоко верующей христианской семье. С детства возлюбил благолепие Дома Божия и место селения славы Господней. С юных лет у него появилось неодолимое желание посвятить себя служению Церкви Христовой и возносить молитвы у престола Божия. На это не повлияли ни атеистические школа, институт, работа. Но осуществить свою заветную мечту - стать священнослужителем в Латвии того времени для него не было возможным. На запрос Высокопреосвященнейшего Леонида, митрополита Рижского и Латвийского о возможности рукоположения Александра Кудряшова в священный сан Совет по делам религий при Совете Министров Латвийской ССР ответил категорическим отказом, мотивируя тем, что школьный преподаватель не может стать священником.

Покойный Владыка Высокопреосвященнейший митрополит Леонид благословил поменять место работы, уйти из системы народного образования и выехать на время из Латвии. Это благословение митрополита Леонида было выполнено. Александр Кудряшов поступает в Московскую Духовную Семинарию, которую успешно заканчивает. Он был рукоположен в диаконы, а затем во пресвитеры в Пермском Свято-Троицком кафедральном соборе, и направлен в Свято-Ильинскую церковь села Усть - Сыны, Краснокамского района Пермской области, где настоятелем прослужил около трёх лет.

Затем, по неоднократной просьбе Высокопреосвященнейшего митрополита Леонида в связи с нехваткой священников в Рижской епархии и его договорённостью с Советом по делам религий при СМ ЛССР священник Александр Кудряшов вернулся на родину. Его назначают настоятелем сначала в храм св. Архангела Михаила, а затем Преображения Господня г.Риги. Одновременно он несёт послушание по изданию церковного русско - латышского календаря для Латвийской епархии. Им также был издан первый в послевоенной Латвии православный молитвослов на двух языках. В этот же период отец Александр возводится в сан протоиерея и назначается благочинным церквей Валмиерского округа.

В 1989 году протоиерей Александр Кудряшов Высокопреосвященнейшим Леонидом, митрополитом Рижским и Латвийским в Спасо-Преображенской Пустыни был пострижен в монашество, возведён в сан игумена, а затем архимандрита. Высокопреосвященнейший митрополит Леонид обратился с ходатайством ко Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену о необходимости для него помощника в его святительских трудах - викария, и рекомендовал тогда ещё протоиерея Александра Кудряшова в качестве викарного епископа для Латвийской епархии, предвидя в нём достойного преемника, и мотивируя это тем, что предлагаемый протоиерей Александр Кудряшов имеет достаточное духовное развитие и опыт, соответствующее духовное образование и высшее светское, знает латышский язык и местные условия. Прошение митрополита было удовлетворено.

22 июля 1989 года за Всенощным бдением в Богоявленском патриаршем кафедральном соборе г. Москвы совершено наречение архимандрита Александра (Кудряшова) во епископа Даугавпилсского, викария Рижской епархии. В этом же соборе 23 июля за Божественной литургией, служение которой возглавил Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, члены Священного Синода и прибывшие на праздник архиереи совершили архиерейскую хиротонию епископа Александра.

Преосвященный Александр со смирением несёт послушание викарного епископа, являясь незаменимым помощником Высокопреосвященнейшего митрополита Леонида и руководствуясь во всей своей деятельности благословением правящего Архипастыря. 7 сентября 1990 года Высокопреосвященнейший митрополит Леонид с миром отошел ко Господу. В этом же году правящим епископом Рижским и Латвийским назначается Преосвященный епископ Александр.

4 мая 1990 года была провозглашена независимость Латвии. Латвия становится независимым суверенным государством. Остро встаёт вопрос о положении в Латвии Рижской епархии Русской Православной Церкви. В этой сложной ситуации, когда обстоятельства требовали полного отделения от Московского Патриархата, а православные верующие не желали отделения от Матери - Церкви Преосвященным Александром было принято единственно разумное и канонически правильное решение - ходатайствовать перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Священным Синодом Русской Православной Церкви о предоставлении Рижской епархии автономии. В течение года велась кропотливая работа по подготовке решения по этому вопросу. Личное участие Преосвященного Александра в качестве временного члена Священного Синода Русской Православной Церкви по назначению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на его заседаниях ускорило принятие положительного решения.

В результате было принято решение Святейшего Патриарха и Священного Синода о даровании Латвийской епархии полной автономии. Но на этом работа не заканчивалась. Для скорейшей регистрации Православной Церкви в Латвии необходимо срочно было выработать Устав. В основу Устава был положен Устав Латвийской Православной Церкви 1936 года.

Устав был утверждён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Священным Синодом Русской Православной Церкви. После этого создались определённые проблемы с регистрацией Латвийской автономной Православной Церкви в Министерстве юстиции Латвии. Благодаря огромному вкладу Владыки Александра и представителей Святейшего Патриарха, постоянных членов Священного Синода Русской Православной Церкви Высокопреосвященнейшего Кирилла, митрополита Смоленского и Калининградского, председателя Отдела Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата и Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского труды по регистрации Устава увенчались успехом. В декабре 1992 г. в г. Риге был созван Собор Латвийской Православной Церкви. В его работе приняло участие всё духовенство и миряне - представители всех православных приходов Латвии.

На Собор прибыл представитель Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский. Собор Латвийской Православной Церкви принял новый Устав, и на основании решения Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви провозгласил автономию Латвийской Православной Церкви под Первосвятительским омофором Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Высокопреосвященнейший митрополит Ювеналий объявил решение Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви, зачитав Томос Святейшего Патриарха Алексия II и вручил его Преосвященному Александру. Он также передал от Святейшего Патриарха Алексия II лепту на возрождение Рижского Христо - Рождественского кафедрального собора его настоятелю. Собор подтвердил назначение правящим Архипастырем Латвийской автономной Православной Церкви Преосвященного епископа Александра с титуломРижский и всея Латвии. Собор избрал в помощь правящему Архипастырю cинод Латвийской Православной Церкви.

После Собора, в конце декабря 1992 г. Латвийская автономная Православная Церковь была зарегистрирована в Министерстве юстиции Латвийской Республики как правопреемница автономной Латвийской Православной Церкви до 1940 г., несущая свою, не прекращающуюся ни на один день духовную и спасительную миссию святого православия на территории Латвии, получившая своё историческое бытие в XI в. от Русской Православной Церкви, имеющая единые с ней святыни, святых угодников Божиих, единый церковный строй, богослужение и уклад духовной жизни.

На правящего Архиерея сразу обрушилось множество сложных проблем: воссоздание и возрождение порушенных безбожной тоталитарной властью храмов и святынь, духовное опустошение народа, острая нехватка священников на приходах, возвращение церковной недвижимости, обнищание провинциальных приходов, крайнее падение нравственности и многое другое. Решение этих сложнейших задач Владыка начал с возрождения Духовной Семинарии. При обсуждении на заседании Синода Латвийской Православной Церкви вопроса об открытии Духовной Семинарии многие возражали, мотивируя это тем, что нет ни помещений, ни учебной базы, ни средств. Желание и настойчивость Преосвященнейшего Владыки способствовали тому, что уже 26 мая 1993 г. был зарегистрирован в Министерстве юстиции Латвийской Республики устав Духовной Семинарии, а весной 1994 г. Семинария была открыта.

По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Рижскаго и всея Латвии Александра начались работы по возвращение собственности Латвийской Православной Церкви. Для этого были подняты тысячи архивных документов, организованы многочисленные встречи с представителями властей на местах. Эта работа потребовала очень много сил, энергии и уже много сделано. Работа в этом направлении продолжается. Одновременно с возвращением собственности велось и ведётся восстановление порушенных и осквернённых православных святынь.

На сегодняшний день возрождается к жизни главная святыня Латвийской Православной Церкви - Рижский кафедральный собор Рождества Христова. Из руин восстановлен собор свв. прав. Симеона и Анны в г.Елгаве, Никольский морской собор в г.Лиепае. Полностью восстановлена церковь латышского православного прихода во имя св. прп. Арсения Великаго в Айнажи и храм латышского православного прихода в честь Рождества Христова в Колке. Восстановлен храм Всех Святых в Ливаны. Куплен дом и переоборудован под церковь в Дагде во имя свт.Николая Чудотворца. Полностью восстановлена церковь Покрова Пресвятой Богородицы в г.Виляка, сожженная в 1963 году. Завершается восстановление единоверческого храма Успения Пресвятой Богородицы в г. Даугавпилс. Приобретено большое здание с участком, где оборудован храм и подсобное помещение в пос. Седа. Создан приход, построен и освящен храм в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы в г.Валка. Построен храм в г.Саласпилсе в честь иконы Пресвятой Богородицы „Всех Скорбящих Радость”, окончено строительство Свято - Никольского храма в г. Огре, а в Граверах посторен храм Архангела Михаила. Возрожден храм прекрасной архитектуры в имении Стамериене во имя св. благоверного князя Александра Невского. Возрождается Свято - Духов мужской монастырь в г. Екабпилсе. Заложен храм в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла в пос. Плявиняс. Возведена часовня на месте бывшего собора св. благов. вел. кн. Александра Невского в г. Даугавпилсе, а в настоящий момент строится новый храм в Иецаве.

По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Александра издаётся общелатвийская православная газета „Виноградная Лоза” и газета Даугавпилсского благочиния, ежегодный календарь на латышском и русском языках, книги и брошюры религиозного содержания. Большое внимание уделяется подготовке учительских кадров преподавателей Закона Божия и истории религии в общеобразовательных и воскресных школах. Для этого в Рижской Духовной Семинарии имеются постоянно действующие курсы по программе, утверждённой Министерством образования и науки Латвии.

25 февраля 2002 года в праздник Иверской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексия II в Богоявленском Елоховском Патриаршем соборе возвел Архиепископа Рижского и всея Латвии Александра в сан Митрополита.

В наступившем третьем тысячелетии от Р. Хр. Высокопреосвященнейшему Владыке предстоит тяжелейшая и кропотливая работа по укреплению православия и нравственности среди всего народа Латвии, воссозданию и возрождению храмов и святынь.

С Божией помощью Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Александр, Митрополит Рижский и всея Латвии и впредь будет являться Ангелом Латвийской Православной Церкви и Светочем Святого Православия на радость всем нам. Дорогому нашему Архипастырю и Отцу многая и благая лета.

Награждение ордем Трех Звезд

Большую радость в сердцах православных христиан Латвии вызвало известие о решении Думы Ордена Трех Звезд от 12 апреля 2002 года о награждении Высокопреосвященнейшего Митрополита Рижского и всея Латвии Александра орденом Трех Звезд второй степени - высшей наградой Латвийской Республики. Орденом первой степени, по уставу, награждают только президентов.

Эта высокая награда является признанием заслуг Архипастыря Латвийской Православной Церкви в становлении независимого Латвийского Государства. Увенчан самоотверженный неустанный труд Высокопреосвященнейшего Митрополита Александра на протяжении последнего десятилетия.

Стараниями Владыки сохранено единство Латвийской Православной Церкви, восстанавливаются разрушенные и поруганные храмы, строятся новые. Рижский собор Рождества Христова возрождается более благолепным, чем был до закрытия, а прекрасные росписи и величественный иконостас делают его красивейшим храмом в странах Балтии. Воссоздана Рижская Духовная Семинария, развивается духовное просвещение, издаются церковные газеты и календари. Сложились прекрасные межконфессиональные отношения, развивается межконфессиональное сотрудничество. Неоценим вклад Высокопреосвященнейшего Митрополита Александра в консолидацию светского общества Латвийского Государства.

Торжество награждения состоялось в Великую Субботу - 4 мая 2002 года в Доме Рижского латышского общества. Ордена вручала Председатель Думы Ордена Трех Звезд Президент Латвийского Государства госпожа Вайра Вике-Фрейберга, которая в своем выступлении сказала: - "орден - форма, в которой государство вам говорит спасибо... Для кого-то из вас путь к награде оказался звездным часом, для кого-то - непрерывным кропотливым трудом".

В числе первых был награжден Высокопреосвященнейший Митрополит Рижский и всея Латвии Александр.

В благодарственном слове Высокопреосвященнейший Владыка сказал: - "я рассматриваю эту награду, не как мой личный орден, а как награду всей Латвийской Православной Церкви, всем чадам Латвийской Православной Церкви. Церковь хоть и отделена от государства, но несет свое служение на его благо. Я всегда старался приносить благо нашей стране..."

Вручение Ордена Трех Звезд есть знак признания Латвийским Государством законности положения нашей Латвийской Православной Церкви и в этом первостепенная заслуга Высокопреосвященнейшего Митрополита Александра.

Хиротония

Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода от 6 июля 1989 года архимандриту Александру Кудряшову, настоятелю Спасо - Преображенского храма в г. Риге, определено быть епископом Даугавпилсским, викарием Рижской епархии.

22 июля после всенощного бдения в Богоявленском патриаршем соборе наречение архимандрита Александра во епископа Даугавпилсского совершили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Ростовский и Новочеркасский Владимир, Новосибирский и Барнаульский Гедеон, Тульский и Белевский Серапион, архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава, епископы Калужский и Боровский Илиан, Орловский и Брянский Паисий, Калининский и Кашинский Виктор, Кишиневский и Молдавский Владимир.

При наречении во епископа архимандрит Александр произнес речь:

"Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, богомудрые архипастыри и милостивые отцы!

Промыслом Божиим, изволением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода призываюсь я ныне к высшему служению в сане епископа Русской Православной Церкви. Это — высочайшее служение. Быть епископом Церкви Божией означает совершать служение святых апостолов, уподобляясь в этом высочайшем служении Самому Пастыреначальнику и Спасителю нашему Господу Иисусу Христу.

Служение епископа — совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человека» (1 Тим. 2, 1); непрестанно стремиться к духовному совершенству, являя собою пример пасомым; быть мудрым кормчим в бурном житейском море, ведя вверенное стадо чад Божиих к пристани спасения.

Через епископа подается в Церкви неоскудевающая благодать Божия.

Насколько чистым и совершенным должен быть человек, дерзающий приблизиться высочайшей степени епископского служения! Епископ должен быть святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников (Евр. 7, 26).

И сейчас, объятый трепетом и страхом, стоя перед вами, святители Божии, осознаю свое недостоинство, ибо беззакония моя превзыдоша главу мою (Пс. 37, 5). Смогу ли я понести великое бремя апостольского служения, пойти нелегким путем святых апостолов и сонма великих святителей, которые шествовали за Божественным Учителем? И на призыв Господа, призвавшего меня последовать подвигу великих архиереев, с чувством глубокого смирения отвечаю: вот я, Господи, пред Тобою, Ты знаешь меня! Иду на жатву многу (Мф. 9, 37). Пошли меня, Господи, делателем Твоим, но не отврати лица Твоего от мене (Пс. 142, 7) и не оставь меня Своею милостию и бла­годатью.

Исповедуя свое недостоинство и сознавая всю трудность предстоящего мне епископского служения, я не надеюсь на свои немощные силы, но надеюсь на силу Божию, совершающуюся в немощи (2 Кор. 12, 9) и оскудевающее восполняющую.

Мысленным взором оглядываясь в прошлое, помню себя с младенческих лет возлюбившим дом Господень — место селения славы Божией; с юных лет храм Божий стал для меня Небом на земле, в котором я находил и радость и утешение. И храм этот — а он, как большинство храмов моих родных мест, невелик и не поражает внешним богатством — для меня всегда являлся самым близким, заветным и сокровенным местом. Теперь я ясно вижу, что Промысл Божий вел меня к этому дню.

Судьбы Святого Православия никогда не были легкими и благоприятными в Прибалтийском крае, не просты они и сегодня.
Многое сделал для упрочения и поднятия авторитета Православной Церкви в Латвии Его Высокопреосвященство митрополит Рижский и Латвийский Леонид, святитель, который избрал меня из числа своих клириков и хода­тайствовал перед Священноначалием нашей Церкви о моем епископстве и о назначении меня его викарием.

Но новые времена рождают и новые глубокие проблемы. И я, недостойный, возложив все свое упование на благодатный и всесильный Покров Пречистой и Преблагословенной Царицы Небесной, постараюсь посвятить свое служение упрочению и укреплению Святой Церкви Божией в Латвии, тому, чтобы светоч Святого Православия не погас в сердцах верующих разных национальностей — русских, латышей и этнических групп, исповедующих Православие.

В этот знаменательный и великий для меня день искренне благодарю вас, боголюбивые архипастыри, за участие, которое вы принимаете в возведении меня в епископский сан.

Со смирением молю вас, святители Божии, вознесите ваши молитвы ко Всещедрому Господу и испросите для меня Его благодатную помощь, дабы служение мое было спасительным и плодотворным во славу Божию и во благо Святой Церкви. Аминь.

23 июля, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице праздник Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, за Божественной литургией в Богоявленском патриаршем соборе Преосвященные архиереи, участвовавшие в наречении, а также епископ Ташкентский и Среднеазиатский Лев совершили хиротонию архимандрита Александра во епископа Даугавпилсского.

После окончания литургии, вручая новохиротонисанному епископу Александру архиерейский жезл, митрополит Ювеналий сказал:
"Возлюбленный епископ Александр, дорогой о Господе брат!

Преосвященный митрополит Рижский и Латвийский Леонид, желая усугубить архипастырское внимание к нуждам своей епархии, неоднократно обращался к Святейшему Патриарху Пимену и Священному Синоду, представляя тебя к епископскому сану.

Ныне Всемогущий Бог, Спаситель мира, призвал тебя к подвигу этого служения и приобщил к лику архиереев Русской Православной Церкви.

В Священном Писании немало сказано о Божественном призвании. Оно не восхищается самовольно, но дается от Небесного Пастыреначальника для лиц особо к тому предопределенных. В Ветхом Завете так говорилось пророку: Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил Тебя: Пророком для народов поставил тебя (Иер. 1, 5)Из множества следовавшего за Христом Спасителем народа Он призывает только двенадцать учеников. От времен апостольских в Церкви Христовой никто не восхищается человеческими путями высоких даров благодати епископского служения. Вспомним, как свидетельствовал о себе святой апостол Павел, говоря, что он избранный не человеками... но Иисусом Христом и Богом Отцем (Гал. 1, 1). И доныне совершающееся Божие избранничество облекает человека духовной властью нести этому миру с дерзновением и мужеством евангельскую проповедь. Природа этого служения остается неизменной. И для тебя применимы те же слова, которыми некогда святой Игнатий Богоносец, первый епископ Антиохийский, обращался к святому Поликарпу Смирнскому: «Умоляю тебя благодатию, которою облечен ты, ускоряй свое течение и умоляй всех, чтобы спаслись... Старайся о единении, лучше которого нет ничего. Снисходи ко всем, как и к тебе Господь. Ко всем имей терпение в любви... Пребывай в непрестанных молитвах. Проси большего разумения, нежели какое имеешь. Бодрствуй, стяжав неусыпный дух. Говори с каждым, как поможет Бог. Носи немощи всех, как совершенный подвижник, где больше труда, там больше и приобретения».

Сегодня за Божественной литургией мы усердно молились, чтобы Господь исполнил тебя всеми необходимыми дарами для несения архиерейского служения. Но мне хотелось бы призвать тебя воплощать в своей жизни повседневный труд по духовному возрастанию и самосовершенствованию, необходимый для осуществления твоего апостольского учительства, о чем научает нас святой Григорий Нисский:

«Никто не сообщит другому того, чего не имеет сам, посему желательно, чтобы сам ты исполнился благами мира, а потом снабдил таковым достоянием имеющих в них нужду». По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение; ибо дал нам Бог духи не боязни, но силы и любви и целомудрия (2 Тим. 1, 6—7).

Невозможно в лучших словах передать тебе нашу заботу и попечение об устроении церковном, к которому призываешься ты, чем через повторение вдохновенных назиданий святого апостола Павла своему возлюбленному ученику Тимофею: Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины. А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться...

Итак, заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое (2 Тим. 2, 15—17; 4, 1—5)..

Возлюбленный Владыко, свое епископское служение ты будешь начинать под омофором многоопытного старца — митрополита Леонида, который продолжительное время с усердием и мудростью управляет Рижской епархией. Если еще в Ветхом Завете имелось повеление:

Почитай лице старца и бойся Господа Бога твоего (Лев. 19, 32), то с большей силой звучит оно для нас, чад Нового Завета. С благоразумием и почтением воспринимай духовный опыт своего правящего архиерея, углубляя утвердившиеся в епархии церковные, патриотические, миротворческие и экуменические традиции. А сейчас прими архиерейский жезл и преподай свое первое епископское благословение благочестивому и боголюбивому народу сему, принявшему молитвенное участие в твоем освящении.”

Возведение в сан Митрополита

25 февраля 2002 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского, отмечается День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В это день Его Святейшество в Богоявленском Елоховском соборе возвел Архиепископа Рижского и всея Латвии Александра в сан Митрополита.

Возведение Высокопреосвященнейшего Владыки Александра в сан митрополита имеет большое значение для всей Латвийской Православной Церкви. Митрополия не только более высокая степень канонического устройства Церкви. Сан митрополита сам по себе напоминает о высшей степени канонической власти в управлении Церкви, власти не только назидать, но и призывать к порядку и соблюдению канонического церковного порядка не только словами, но и каноническими мерами прещения. И это очень важно сейчас, когда идет интенсивное становление нашей Родины - Латвиийского Государства. Единая Церковь несет консолидацию в мирское общество и чем крепче единство Церкви, тем больше мира и любви в светском обществе. Именно этого единства и сплоченности Церкви жаждет народ Латвии, а сильная каноническая власть митрополита, утверждающая Церковь, будет способствовать претворению в жизнь этих чаяний.

Вся полнота Латвийской Православной Церкви, преисполненная благодарности Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II за внимание, понимание и заботу, пребывала в молитвенном ожидании возвращения своего Высокопреосвященнейшего Владыки.

1 марта, несмотря на поздний час, в аэропорту Рига встретить Владыку собрались представители духовенства и мирян Латвийской Православной Церкви. Встречающие ждали прибытия самолета Москва-Рига, на которoм возвращался Высокопреосвященнейший Митрополит Рижский и всея Латвии Александр.

Все встречающие были в праздничном ожидании и не могли сдержать переполнявшей их радости, делились ею друг с другом.
Запомнились слова благочинного Рижского округа, настоятеля Александро-Невского рижского храма, митрофорного протоиерея Петра Смыковского: - "Сегодня православные люди Латвии переживают великую духовную радость. Пришло время возрождения Православной Церкви, время, когда возрождаются души людей. На протяжении семидесяти лет народ наш был в тяжелом состоянии - власти делали все, чтобы уничтожить веру в Господа. И мы надеемся, что милость Божия всегда будет с нами. И сегодня для нас, православных, в Латвии - великий праздник! Я поздравляю всех с великим саном нашего Архипастыря - Митрополита Александра Рижского и всея Латвии. С праздником вас!"

Благочинный Латгалии, настоятель Борисо-Глебского Даугавпилсского собора, протоиерей Георгий Попов поделился переполнявшей его радостью: - "Милостивый Господь не оставляет Латвию и Латвийскую Православную Церковь без Своей небесной милости. Не так давно все мы ликовали по поводу канонизации святого священномученика Иоанна (Поммера) Архиепископа Рижского и Латвийского, а теперь мы ликуем в связи с тем, что наш Владыка возведен в высокий сан Митрополита. Его тоже можно назвать исповедником, потому что он жертвует собой, своим здоровьем, своим временем, всем, что у него есть - всем этим он жертвует во благо Церкви. И Господь воздает за это таким высоким саном и признанием его великих заслуг и нашей Церкви в целом. Думается, что Господь нас и впредь не оставит, и мы будем иметь повод еще не раз радоваться такой великой духовной радостью."

Переполнявших его чувств не мог сдержать благочинный Валмиерского округа настоятель Рижского Св.Троице-Задвинского храма протоиерей Николай Тихомиров: - "Сейчас мы испытываем большую радость! Эта награда является признанием высокой святительской деятельности нашего Владыки, свидетельством того, что он мудро руководит нашей Церковью."

Благочинный Лиепайского округа настоятель Вознесенского рижского латышского прихода протоиерей Нил Друваскалнс так выразил суть этого общего торжества: - "Я уже не раз повторял, что у нас два Владыки - Небесный и земной, и земной получил сегодня венец своих десятилетних трудов - более десяти лет тяжкого труда, молитвенных подвигов на благо Церкви увенчались такой высокой наградой. Этот венец Высокопреосвященнейший Владыка Александр принял от Святейшего Патриарха, Святой Церкви, но в первую очередь этот венец от Бога."

Ключарь Рижского собора Рождества Христова протоиерей Иаков Присяжнюк был в особенно торжественном настроении и сообщил собравшимся, что "Первое торжественное богослужение Высокопреосвященнейший Митрополит будет совершать в Рижском соборе Рождества Христова, где находятся мощи святого священномученика Иоанна (Поммера) Архиепископа Рижского и Латвийского, и я думаю, что это промыслительно. Высокий святительский сан нашего Архипастыря сочетается с его трудами, с его заботами, с самопожертвованием во благо нашей Латвийской Православной Церкви, ради ее благополучия, благоденствия и процветания. Сейчас волнующий момент, потому что мы встречаем нашего Высокопреосвященнейшего Архипастыря, и, я думаю, что наши волнения такие же, как у Владыки, когда Латвийской Православной Церкви отдавали после падения тоталитарного режима собор Рождества Христова. Прошло время, и мы видим результат этих трудов в восстановлении кафедрального собора: храм преображается, колокола зазвенели, кресты сияют, и мы являемся свидетелями торжества Православия. "

Настоятель Св. Михайловского рижского храма протоиерей Олег Пелевин с глубоким волнением отметил: - "Это радостный день для нас, для всей нашей Церкви, потому что Высокопреосвященнейший Владыка Александр удостоен столь высокого сана. Надо отметить, что это высокая заслуженная им награда, ибо многие годы он несет нелегкий архипастырский крест в очень сложных условиях. За это время была сохранена и укреплена наша Церковь. Благодаря его мудрости, опыту, вере и молитвам у нас не было никаких потрясений, которые столь обычны сейчас для церковной жизни. В это время у нас сохранилось как внутреннее церковное единство, так и единство с Матерью Церковью Московским Патриархатом, сохранился мир среди духовенства, верующего народа. Были возрождены очень многие и лучшие храмы в Прибалтике: собор Рождества Христова в Риге, Свято-Никольский морской собор в Лиепае, собор Симеона и Анны в Елгаве, построенный по проекту великого Растрелли, построены храмы в тех местах, где их в предыдущие годы никогда не было. Оживилась духовная жизнь в приходах, открыто множество воскресных школ, началось преподавание Закона Божия в светских школах, возрождена Рижская Духовная семинария, можно даже сказать, что она была создана заново, ибо ничего не было, когда ее открывали. Все это лишь малая толика тех трудов и добрых дел, которые были совершены нашим Высокопреосвященнейшим Владыкой."

Преподаватель Рижской Духовной семинарии Максим Кириллов следующими словами выразил чувства преподавателей и учащихся Рижской Духовной Семинарии: - "Мы очень рады за нашего Высокопреосвященнейшего Владыку, Архипастыря и нашего Ректора, потому что сегодня все наши студенты, преподаватели ликуют и сопереживают это духовное событие в жизни Латвийской Православной Церкви."
По прибытии в Рижский аэропорт Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Митрополит Александр был радушно встречен Латвийским духовенством и мирянами.

В кратком выступлении Высокопреосвященнейший Владыка Митрополит обратился ко всем присутствующим со словами благодарности: - "Дорогие возлюбленные отцы, благочинные, братья и сестры. Я вам привез благословение от Его Святейшества и благословение чудотворца Алексия, Митрополита Московского, к мощам которого мы неоднократно прикладывались и молились, благословение от Сергия, игумена Радонежского чудотворца, и всех новых чудотворцев, к мощам которых мы прикладывались в Лавре. Я молился за паству, врученную мне Богом, молился за весь Латвийский народ, за Латвийское Государство, за его Правительство, чтобы оно было мудрым, чтобы оно больше заботилось о народе, и просил у Бога благословения, крепости нести мой, теперь уже митрополичий крест архиерейского служения, послушания Церкви Божией. Хочу еще раз передать, как меня просил Первосвятитель, его благословение всей Латвийской пастве и клирикам.

Митрополитство, которое наша Церковь сегодня обрела, является духовной поддержкой Латвийской Православной Церкви. Это идет на благо нашей Церкви и всех живущих в Латвии. Мое служение да будет служением мира, служением любви, служением примирения, служением спасения человеческих душ и всех нас. Я вас всех благодарю, и Господь вас всех благословит молитвами Пресвятой Владычицы нашей, Богородицы Приснодевы Марии."

Трудно передать переполнявшие всех радостные чувства. Все присутствовавшие ощущали себя причастными историческому событию в жизни Латвийской Православной Церкви и Латвийского Государства.
Категория: Биографии | Просмотров: 2067 | Добавил: rob3k | Теги: Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Александр, Митрополит Рижский и всея Латвии
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]