Православный Ортодокс -

Подписаться на рассылку

19:42
Клайв Стейплз Льюис - Чудо
Чудо

    Сесилу и Дафне Харвуд

    Среди холмов метеорит
    лежит, затянутый травой.
    Источит дождь, избороздит
    и ветер выветрит его.
    Так заберет в себя Земля
    пришельца дальнего в свой час,
    и пепел звездного огня
    так станет кем-нибудь из нас.
    А что тут странного, когда
    приют блуждающим светилам — Земля'?
    Ведь и сама она была космическою пылью.
    Она с небес спустилась вниз
    сойдя с одной из тех комет,
    что мимо Солнца пронеслись,
    приняв его огонь и свет.
    И если капли все кропят
    сухой суглинок — что ж такого?
    Они как жизнь тому назад —
    потоки ливня золотого.


    

    

    

    I. ОБ ЭТОЙ КНИГЕ

    

    Кто хочет преуспеть, должен верно ставить предварительные вопросы.

    Аристотель. Метафизика, II (III) I


 

За всю мою жизнь я встретил только одного человека, который говорил, что видел привидение. Интересно тут то, что он (точнее — она) как не верил, так и не верит в бессмертие души. Она считает, что ей померещилось или у нее что-то с нервами. Наверное, так оно и есть. Видеть — одно, верить — другое.

Именно поэтому опыт не скажет нам, бывают ли чудеса. Все то вокруг нас, что называется чудом, вос­принимают органы наших чувств — мы видим, слы­шим, ощущаем, обоняем, чувствуем на вкус, а чувства эти могут ошибаться. Если случилось что-то сверхъес­тественное, мы не всегда вправе считать, что пали жер­твой иллюзии. Если вы придерживаетесь философии, исключающей чудеса, вы непременно так и скажете. Мы выносим из опыта то, что нам позволит наша фи­лософия; и потому бессмысленно к нему апеллировать, пока мы не решили философских вопросов.

Еще меньше может нам дать история. Многим ка­жется, что мы установим, бывали чудеса или нет, изу­чая свидетельства «по законам исторического исследо­вания». Но мы и законов этих не установим, пока не решим, возможны ли чудеса, а если возможны, на­сколько вероятны. Если они невозможны, никакие свидетельства не убедят нас. Если они возможны, но чрезвычайно мало вероятны, нас убедит лишь мате­матически доказанное свидетельство. История таких свидетельств не дает. Если же чудеса возможны, сви­детельства вполне могут убедить нас, что многие из них бывали. Итак, история тоже зависит от философии, которой мы придерживались до того, как обратились к источникам. И здесь спер­ва надо поставить философский вопрос.

Вот пример того, что бывает, когда мы, минуя философию, об­ращаемся к истории. В одном популярном комментарии к Библии вы найдете споры о том, когда написано четвертое Евангелие. Ав­тор полагает, что оно написано после казни Петра, потому что Христос эту казнь предсказывает; а книга «не может быть написана до событий, о которых в ней говорится». Не может, конечно, если предсказаний не бывает. Если же они бывают, довод этот нелеп. Но автор даже не поставил такого вопроса. Он считает несомненным (пусть подсознательно), что их нет. Возможно, он прав; однако не история помогла ему это открыть. Он просто привнес свое неверие в исторический труд. Тем самым, труд его совершенно бесполезен для тех, кому нужно знать, бывают ли предсказания.

Я задумал эту книгу как введение к историческому исследованию. Сам я не историк и не стану исследовать свидетельства о хри­стианских чудесах; но я хотел бы подготовить к этому читателя. Бессмысленно обращаться к текстам, пока мы ничего не думаем о возможности и вероятности чудес. Те, кто в чудеса не верит, тратят зря время, глядя в тексты, — можно сказать заранее, что они там
найдут.

Скачать
Категория: В pdf и txt | Просмотров: 615 | Добавил: rob3k | Теги: Клайв Стейплз Льюис, Клайв Стейплз Льюис - Чудо, Стейплз Льюис, Клайв Льюис
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]