17:41 Рим – Бари – Москва | ||||||||||||||||||||||||||||||
СНЕГ НА ЭСКВИЛИНСКОМ ХОЛМЕ Рим, как и Москва, расположен на семи холмах. Они составляют Септимонциум (septem – семь, mons – холм; семихолмие): Авентин, Веминал, Квиринал, Капитолий, Палатин, Эсквилин, Целий. На Эсквилине находится третья из четырех самых больших базилик Рима, считающихся папскими, – Санта Мария Маджоре. Последнее слово означает «большая», т. е. самая крупная из посвященных Божией Матери. Ее еще называют Санта Мария делла Неве («на снегу»). Построена она была в 352г. при св. Ливерии, папе Римском, на средства пожертвованные вельможей Иоанном. Он был бездетен. Будучи мужем благочестивым, хотел передать деньги на дела, угодные Богу. Патрицию Иоанну и папе Ливерию в одну и ту же ночь явилась Божия Матерь и повелела построить храм на том месте, где выпадет снег. На другое утро св. Ливерий и Иоанн узнали, что на Эсквилинском холме выпал снег. Это было 5 августа, в один из самых жарких месяцев в Риме. Когда мы вошли в этот красивый храм, украшенный фресками различных эпох, увидели старинную мозаику XIII в.: св. Ливерий разгребает лопатой снег. Папа Сикст III (432-440) пожелал придать базилике величественный вид и великолепие. В последующие века выдающиеся мастера трудились над украшением храма. Особую ценность представляют мозаики V века – 27 картин на ветхозаветные темы: сященник Бога Всевышнего Мелхиседек подносит патриарху Аврааму хлеб и вино; Авраам встречает трех Ангелов; Исаак благословляет Иакова; пророк Моисей в разные периоды его жизни и др. Одна из главных святынь собора – чудотворная икона Божией Матери, которая по преданию была написана св. ап. Лукой. Во время эпидемии чумы, свирепствовавшей в 590 г., с нею был совершен крестный ход. Несший икону святитель Григорий Великий над мавзолеем Адриана увидел Ангела вкладывавшего в ножны карающий меч. Моровая язва сразу же прекратилась. Башня была переименована в Замок святого Ангела. На крыше была установлена бронзовая статуя св. Архангела Михаила. После чуда икона Божией Матери получила нынешнее название – Спасение народа римского (Santa Maria Salus populi romani). На высоких четырех столпах из позолоченной бронзы, обвитых пальмовыми ветвями, высится сень над главным престолом. Под этим алтарем устроен нижний предел, в который ведут две мраморные лестницы. Здесь над престолом в шкафу хранятся ясли из Вифлеемского вертепа. В них лежал в рождественскую ночь Богомладенец Иисус. Привезены они были из Палестины в 642 г. Пять досок, составлявших ясли, сейчас хранятся в разобранном виде, сложенные вместе. Мы не смогли их увидеть. Они доступны богомольцам только один день в году – 25 декабря. Здесь же под престолом находятся мощи св. апостола Матфия, который был избран после Вознесения Господа вместо отпавшего Иуды-предателя. Об этом рассказывает книга Деяний св. Апостолов (1:21-26). Рядом находятся мощи св. апостола от 70-ти св. Епафраса, которого св. ап. Павел называет «возлюбленным сотрудником нашим» (Кол.1:7).Он жил в Риме, когда там находился в узах ап. Павел. В этой же гробнице находятся св. мощи блаж. Иеронима (+419 г.). Этот аскет, переводчик Священного Писания на латинский язык и экзегет подвизался в пещере близ Вифлеема. Мощи его были привезены вместе со святыми яслями в 642 г .Хочется отметить, что св. Иероним происходил из славянского города Стридон (на границе Далмации и Панонии). СОБОР В ЛАТЕРАНЕ
Наших паломников, как в в других базиликах, которые мы посетили, интересовали общехристианские святыни. Здесь хранятся честные главы первоверховных апостолов Петра и Павла. Под главным престолом находится доска, на которой совершал евхаристию ап. Петр. В соборе есть святыня, глядя на которую богомолец испытывает особые духовные переживания. С южной стороны собора за престолом, где в православных храмах горнее место, в пределе Святых Тайн на большой высоте за специальной решеткой находится столешница от того священного стола, за которым Спаситель наш совершил с учениками Тайную Вечерю и впервые причастил апостолов. Над престолом простирается сень, установленная на позолоченных бронзовых колоннах. Они стояли в Иерусалимском храме. Привез их в качестве трофея Тит после взятия в 70 г. святого города. В полукуполе за нижним престолом, посвященном св. апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, находятся замечательные мозаики времен св. Константина. На них изображены: Спаситель с десятью ангельскими чинами, Божия Матерь, святые. Из предела Святых Тайн дверь ведет во дворик, где по существующим описаниям, хранятся святыни, одно упоминание которых оживляет в сознании евангельские образы: верхний обруч устья колодца Иакова, над которым Христос беседовал с самарянкой; плита, на которой распявшие Спасителя воины метали жребий о Его одежде; две половины колонны из Иерусалимского храма, рассевшейся в момент крестной смерти Господа (Мф. 27:51). Во дворик этот мы не попали. Не смогли зайти и в ризницу собора, где находятся духовные сокровища: часть крови и воды, истекшие из прободенного правого ребра Иисуса; кусок лентиона, которым Спаситель отер ноги ученикам на Тайной Вечери; часть багряницы, в которую был одет во дворе Пилата взятый под стражу Иисус; часть волос Божией Матери; часть Ее ризы и др. святыни. Чем больше в римских храмах мы встречали общехристианские святыни, чем сильней было наше желание приблизиться к ним, облобызать их, тем ясней обозначалась глубокая разница между православием и католицизмом в отношении к святыням. Православные люди прежде всего видят в них цельбоносный источник духовного и телесного врачевания. Мы тянемся к ним, потому что не только богословски, но и опытно знаем, что через них подаются благодатные силы. Человек с верой и молитвой приступающий к ним, очищается и освящается. Потому так трудно бывает больного, одержимого демоном, подвести к ним. Сколько было исцелений бесноватых от святых мощей и чудотворных икон. Католики, несомненно, чтут мощи угодников Божиих и иконы. Но видя как часто святыни бывают не доступны верующим людям, отгорожены не снимаемым стеклом, помещены в реликвариумы, сознаешь, как сильно дух восточного христианства отличается от западного. Причины гораздо глубже, чем кажутся. В духовном складе западного христианина заметно проявление рационализма. В этом источник происходящего уже несколько веков обмиршвления религиозной жизни у католиков. СВЯТАЯ ЛЕСТНИЦА
АВЕНТИН Холмы Рима невысокие. Находясь среди городских построек, не чувствуешь, что стоишь на горе. Когда же стоишь на Авентине, то видишь внизу с западной стороны Тибр. А вдали за ним Трастевер – часть города, имеющая не только свои традиции, но даже особый диалект. Тибр, разделяющий Рим на две неравные части, по-итальянски – Тевере. Трастевер означает Затибрие, Аналогичные топонимы хорошо известны: Заиордание, Замоскворечие.
На месте упомянутых домов и части двора сейчас стоит большой храм. Под главным престолом находятся св. мощи муч. Вонифатия и преп. Алексия. Они доступны богомольцам. Мы приложились к ним. Спели тропари святым. Хотя уже наступило вечернее время, было малолюдно. Мы не торопились. Можно было спокойно помолиться. В отдельном пределе на стене висит Едесская икона Матери Божией – тот самый образ, от которого был голос пономарю. Святыня эта, по преданию, была написана св. апостолом Лукой. Бежавший от арабов митрополит Дамасский Сергий привез ее 977 г. в Рим. Висит она высоко, приложиться к ней не возможно. Мы помолились Матери Божией. Сделали фотографии. Сохранилась лестница, под которой прожил много лет св. Алексий. Сейчас она висит на стене внутри базилики. Из храма, прежде чем выйти на улицу, попадаешь во двор, покрытый травой. Может быть такая же трава росла на этом дворе, когда играл на нем мальчик Алексий. Площадь и улица около базилики также напоминают о жившем здесь угоднике: piazza S. Alessio, via S. Alessio. КАТАКОМБЫ
Время сокрыло от нас историю создания этих необычных сооружений. Исследователи обладают лишь возможностью реконструировать ее, а не описать по документам, которыми они не располагают. Церковная археология, основателем которой в Италии был Дж. Б. Росси (1822 – 1894), много сделала для изучения катакомб, которых было несколько десятков (более 60-ти). Изумляет протяженность подземных коридоров – более 500 километров. В них было погребено более 2-х миллионов христиан. Большинство их приняло святое мученичество. Факты эти выразительны. Они красноречиво свидетельствуют и о масштабах распространения христианства и о той великой борьбе, которая предшествовала полной победе учению Христа. Живший на рубеже II и III столетий апологет Тертуллиан писал, обращаясь к язычникам: «Мы недавние. Но мы наполнили вашу империю, ваши города, ваши острова, ваши племена, ваши казармы, дворцы, собрания и сенат». Наши поломники смогли посетить только катакомбы св. Каллиста, расположенные в южной направлении. Автобус вез нас по самому древнему пути – знаменитой Аппиевой дороге, построенной цензором Аппием Клавдием в 312 г. до Р.Х. Она называется regina viarum (царица дорог). В Деяниях св. Апостолов (28:15) упоминается Аппиева площадь. Это был городок примерно в 60 км от столицы. Здесь братья-христиане встретили великого благовестника Павла, которого вели на суд кесаря. Пройдя еще 15 км. апостол-узник и сопровождавшие его пришли в местечко, называвшееся Три гостиницы. Еще одна группа христиан вышла им на встречу. «Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился»(28:15). Прежде чем спуститься в прохладу древнего подземелья, мы полюбовались красотой окружающей местности. Живописные кипарисовые аллеи, строгие линии уже покрывшихся густой яркой зеленью кустов, спокойное майское солнце усиливали то радостное настроение, которое было у нас с утра. Медленно спускаемся вниз. Хочется испытать, хотя бы на минуту, те же чувства, какими жили братья и сестры по вере. Восемнадцать или девятнадцать столетий, нас отделяющие, не имеют значения. Время, столь разрушительное для всего земного, не имеет власти над духовным миром. Ему даны иные законы. Люди, жившие и молившиеся в этих катакомбах, родились раньше нас, но сейчас мы современники. Мы члены одной Церкви: они уже на Небе, а мы пока стремимся к ним. Но нас связывают духовные узы, мы составляем единое Тело Христово – святую Церковь. Катакомбы, в которые вел нас экскурсовод-итальянец, уверенно говоривший по-русски, называются по имени папы Каллиста (217 – 222). Когда он был архидиаконом, папа Зеферин (199 – 217) поручил ему устроить усыпальницу предстоятелей Римской церкви. Стараниями архидиакона была сделана специальная крипта Пещера пап, в которой было погребено 12 пап. Некоторые из них (Сикст, Гаий, Стефан) прославлены в лике святых как священномученики. В катакомбах папы Каллиста мы посетили еще две известные крипты. Одна из них – в память св. мученицы Цецилии (иногда: Кикилия). Здесь было место упокоения святой, показавшей замечательный образец чистоты, целомудрия и христианской стойкости. В 812 г. она явилась папе Пасхалию I и указала на место, где находятся ее мощи, которые считались утраченными. Было найдено ее нетленное тело. Сейчас св. мощи находятся в церкви св. Цецилии в Трастевере. Тамже можно увилеть изваяние святой, выполненное С.Мадерно в 1600 г. Скульптор изобразил святую такой, какой увидел ее нетленное тело, когда гробница была открыта в 1599 г. В крипте в настоящее время находится копия скульптуры. В усыпальнице св. Цецилии сохранилась часть фесок III–IV вв. В пещере Святых Тайн интерес вызывают древние символические изображения таинств Крещения и Причащения (III в.). В гостиницу мы вернулись вечером. После ужина отец-наместник благословил желающих посмотреть вечерний Рим. Однако немногие воспользовались такой возможностью. После всего увиденного и пережитого в этот незабываемый день хотелось покоя. Нужно было восстановить силы. Новый день начался рано. Был канун праздника святителя Николая. Необходимо было ко всенощному бдению вернуться в Бари. Последние часы в Риме! ГОРОД
Рим продолжал жить. Исторические невзгоды умножались, но римляне не считали город обреченным. Большинство жителей были уже христианами, а последователи Спасителя мира знают, что судьбы не только людей, но и городов и народов находятся в руках Божиих. Города сохраняются или исчезают не по исторической случайности, а по воли Божественного Промысла. Нам открыто это Священным Писанием: «И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра» (Ис.13:19). Господь через св. пророков возвещает свой приговор и другим городам и народам: Тиру, Сидону, Едому, Египту и др. Рим не разделил их участи. Святые апостолы Петр и Павел вместе с неисчислимым сонмом мучеников хранили город. В 452 г. к Риму подошел предводитель гуннов Аттила, совершивший несколько опустошительных походов в Галлию, Сев. Италию. Император Валентиан, хотел бежать из Рима. Святитель папа Лев Великий без страха вышел навстречу грозному кочевнику, который говорил, что там , где прошел его конь, трава расти не будет. В Соборе св. Петра мы видели фреску, на которой святитель, находясь в стане гуннов, указывает вверх, где в небесной вышине находятся апостолы Петр и Павел, сказал, что город будут защищать они. История свидетельствует, что Аттила, не тронув город, ушел из под его стен. Позже он сказал: «два светлых мужа держали предо мною обнаженные мечи, грозя смертью». Христианские святыни Рима – духовные сокровища, и ими продолжает жить город; они участвуют в его исторической судьбе. Об этом говорит святитель Иоанн Златоуст: «Я желал бы увидеть гроб, в котором положено оружие правды, оружие света, члены ныне живые, но мертвые тогда, когда находился Павел в живых, члены, в которых жил Христос, члены распятые миру, члены Христовы, во Христа облеченные, храм Духа, святое здание, члены связанные Духом, пригвожденные страхом Божиим, носящие на себе язвы Христовы. Это тело ограждает Рим. Оно надежнее всякого укрепления и бесчисленных стен. А с ним и тело Петра, потому что Павел почитал Петра еще при жизни: взыдох соглядати Петра (Гал.1:18), говорит он .Поэтому благодать удостоила его и после смерти быть с Петром под одним кровом» (Бесед. на Посл. к Рим. XXXII. 4). И без этих святынь он, наверно, продолжал бы существовать физически, но лишился своего исторического лица; стал бы современным супергородом, как Нью-Йорк или Токио, похожим на безбрежный людской океан. КОЛИЗЕЙ
Римский амфитеатор ( греч. amphi – вокруг, theatron – театр), получивший название Колизей (поблизости стоял колосс; лат. colosseus – громадный) является одним из самых выдающихся сооружений древнего мира, превосходящее другие не только размерами, но новизною и смелостью инженерных и архитектурных решений. Он имеет форму эллипса. Большая ось его имеет длину 188 м., а малая – 156 м.;периметр амфитеатра – 527 м. В высоту он достигает 57 м. Большим достижением было широкое применение арок и крестовых сводов. На зрительных местах размещалось около 50 тыс. В ненастье над всем этим сооружением с помощью лебедок натягивался гигантский тент. Арена была деревянная, посыпанная песком. Ее часто меняли, потому что она пропитывалась кровью людей и животных. Можно увидеть шахты под ареной. По ним с помощью подъемников доставляли на арену диких животных. При сооружении Колизея проявился строительный гений римлян. Как строители они превосходили греков. Работы начались при имп. Веспасиане в 72 г., а закончились в 80 г в правление Тита Веспасиана. Строили евреи, приведенные в Рим Титом после прекращения Иудейской войны 66 – 70 гг. Шествие пленных изображено на одном из барельефов триумфальной арки Тита. Воины несут трофеи. Хорошо виден семирожковый светильник из Иерусалимского храма.
Но нет ничего фатального. Христианство разрушило языческие заблуждения о роке. Римляне язычники вели свое родословие от Ромула. Они услаждались видом чужой смерти. Римские христиане, которых становилось все больше и больше, вели свое родословие от Иисуса Христа, Который пришел в этот мир, чтобы победить и разрушить царство смерти. Христиане также пролили кровь на арене Колизея, но не чужую, а свою. Римский амфитеатор стал местом мученических подвигов последователей Христа при имп. Траяне (98 – 117). С именем этого незаурядного по своим военно-статегическим и административным дарованиям правителя связано третье гонение на христиан. Инициаторами первых двух были Нерон (54 – 68) и Домициан (81 – 96). Первым или одним из первых мучеников на арене Колизея стал 20 декабря 107 г. епископ Антиохи св. Игнатий Богоносец. По своей высокой святой жизни он сподобился слышать небесное пение. После этого он ввел в церковную жизнь антифонное пение. По дороге в столицу империи он узнал , что римские христиане намерены добиваться отмены царского приговора о смертной казни. В письме он просил не делать этого. Известны слова его письма, в котором выражено великое желания стать жертвой ради Иисуса Христа: «Я Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть Ему чистым хлебом». Со священномученика Игнатия Богоносца начинается неисчеслимый ряд добропобедных мучеников. Миланский эдикт (313 г.) св. Константина Великого положил конец гонению на христиан в империи. За два столетия в Колизее приняло святое мученество великий сонм христиан. Тайновидцу св. ап. Иоанну Богослову была открыта участь св. страдальцев за Христа: «И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца»(Отк. 7:13-14). На арене Колизея, которая частично восстановлена, мы пропели тропарь и величание мученикам. В таком месте душа чувствует духовную связь с теми, к кому обращена молитва. ПРАЗДНИК
Церковь, где проходило бдение, была построена в 1913 г. как подворье Императорского Православного Палестинского общества, председателем которого после мученической кончины основателя вел. кн. Сергия Александровича, была св. преподобномученица Елизавета Федоровна. Земля под строительство была в 1911 г. приобретена стараниями священномученика Иоанна Восторгова. После службы автобус повез нас вдоль Адриатического моря. Разместились мы в гостинице, расположенной на берегу залива Сан Джованни. Радостно было узнать, что эта живописная местность носит имя св. Иоанна Златоуста. Все были уставшие. Ночь ожидалась короткой. Надо было встать рано. Архимандрит Тихон сказал, что нужно приехать в базилику не позже 7 ч. утра, чтобы успеть до начала службы приложиться к св. мощам. Когда мы вошли в храм, в нижнем помещении уже было много народа. Однако все смогли приложиться к мироточивым останкам св. Угодника и помолиться у гробницы. Многие приехавшие священники по просьбе Владыки Феодосия стали исповедывать. В такие праздники причащается почти весь храм. Помню, подошла девочка. Женщина, с которой она приехала, сказала, что отроковица знает только по-румынски. Так как предстояла исповедь, то переводчик не имел права присутствовать. Румынского языка я не знал. Они пошли к другому священнику. Когда прибыл архиепископ Екатеринбургский Викентий, началась праздничая Божественная литургия. Служили два архиерея и несколько десятков священнослужителей. Наместник Сретенского монастыря архим. Тихон сделал первый возглас «Благословенно Царство…». Праздничная Литургия началась. Пели два больших хора: Св. Троицкой Сергиевой лавры и братский хор нашего Сретенского монастыря. Весь нижний храм заполнен богомольцами. После Литургии был совершен праздничный молебен святителю Николаю Чудотворцу. Когда служба закончилась, народ продолжал оставаться в храме, у святых мощей. Не хотелось уходить. Мы вернулись в гостиницу. Пообедали, отдохнули и поехали в маленький городок Алберобелло. Он стоит на гористой местности. Улицы довольно круто идут вверх . идя по одной из них мы были обрадованы, увидев базилику св. мучеников Космы и Дамиана. Мы вошли в храм. Пока осматривали его, пришел настоятель, который рассказал через переводчика о св. мощах мучеников. Мы помолились им, но к мощам приложиться не смогли: они в особой нише за стеклом. Там же стоят два скульптурных изображений святых угодников. Настоятель также сказал, что православные люди из Москвы уже посещали базилику. От них он узнал, что в Москве есть храм этим святым. Достопримечательностью Алберобелло являются небольшие домики с конусным верхом. Экскурсовод сказал, что раньше они складывались без какого-либо связывающего раствора. Хозяева их могли в короткое время разобрать. Делалось это, как утверждают, в ожидании сборщиков налогов. Может быть так и было, но сейчас это вполне современный городок. Жители знают, что нужно туристам и охотно и ожидают их. Конусные крыши стали декоративной строительной деталью. Мы остались ужинать. Многим впервые пришлось попробовать осьминогов. В гостиницу возвращались в сумерках. Машина быстро мчалась по пустынной дороге. Внизу чернела долина. Виднелись редкие маленькие, как звездочки, огоньки. ПОМПЕИ
|