15:02 "Троица" преподобного Андрея Рублёва часть2 | |
Библейский рассказ в интерпретации преподобного Андрея Рублева утратил те повествовательные черты,которые традиционновключались в композицию иконы на этот сюжет.Нет Авраама и Сары,нет сцены заклания тельца,даже атрибуты трапезы сведены к минимуму:ангелы представлены не вкушающими,а беседующими.Жесты их,плавные и сдержанные,свидетельствуют о возвышенном характере беседы.Князь Е.Н.Трубецкой в статье "Россия в ее иконе" писал об ангелах "Троицы":"Глядя на них,становится очевидным,что они выражают слова первосвященнической молитвы Христовой,где мысль о Святой Троице сочетается с печалью о томящихся внизу людях:,,Я уже не в мире,но они в мире,а Я к Тебе иду,Отче Святый!Соблюди их во имя Твое,тех,которых Ты Мне дал,чтобы они были едино,как Мы"(Ин.17,11)Эта же мысль руководила и преподобным Сергием Радонежским,когда он ставил монастырь на месте,где бродили лишь дикие звери.Он молился,чтобы мир,раздираемый злобой и ненавистью,преобразился,преисполнившись той любовью,которая царит в Предвечном свете Живоначальной Троицы.И преподобный Андрей Рублев явил в краске эту молитву,выразившую и печаль,и надежду святого Сергия о России" Идейным и композиционным центром "Троицы" является чаша с головой жертвенного тельца - прообраза агнца новозаветного."Чаша" прошла долгий путь и в истории человечества имела различные значения:и "чаша жизни" и "чаша мудрости" и "чаша смертельного напитка". В русскую народную поэзию "чаша" вошла как "смертная".Для преподобного Андрея Рублева и его современников "чаша" была тесно связана с реальной жизнью,только на иконе трагизм этой героической темы он выразил светлой печалью:"чаша смертная" в рублевской "Троице" - залог жизни будущей. На иконе преподобного Андрея Рублева у стола,на котором стоит жертвенная чаша с головой агнца,в одеяниях густого теплого тона сидят три задумчивых ангела,склоняя со смирением и бесконечной грацией головы и со спокойной-строгой задумчивостью устремив глаза в тихую вечность.В иконе нет ни движения,ни действия,только триединое и неподвижное созерцание,словно три души,равной полноты духа и видения,сошлись,чтобы испытать свое смирение и свою мудрость перед жизнью,ее страданиями и скорбью. Троица Ветхозаветная со сценами бытия Мастерская Богатыревых.2-я четв XIX в Идея жертвы и готовности к ней была очень близка современникам преподобного Андрея Рублёва.Еще не так давно происходила Куликовскя битва,на которую русские люди шли с надеждой победить,и никто не помышлял о спасении собственной жизни.Поэтому преподобный Сергий благословил князя на битву всенародную и послал на поле брани двух иноков - Ослябю и Пересвета,погибшего в поединке.Была и многочисленная жертва русских воинов,что выражено в словах великого князя Московского Дмитрия Ивановича:"Или победим вся от гибели сохраним,или положим головы свои вси". Фигуры ангелов включены в круг - символ вечности,линии самих фигур плавны и тоже округлены.Повторы закругленных крыльев,чередующихся с контурами нимбов,еще более подчеркивают их слитность и единение.За каждым из ангелов изображена его эмблема.За средним - дерево,склоненное влево.Оно символизирует не только дуб Мамрийский,но и "древо жизни",которое несет Спаситель мира;"древо вечности",путь к которому после изгнания первых людей из рая заградил "серафим с пламенным вращающимся мечом".За вторым ангелом возвышаются легкие стройные палаты - дом,который можно связать с домом праотца Авраама,но это еще и символ нашего земного дома - на нем сходятся линии всех фигур.В "Псалтири" палаты являются еще художественным образом,который часто употребляется как сфера радостного и вдохновенного познания. За правым ангелом возвышается гора - древний символ возвышенного,"горнего".В Библии "гора" есть образ "восхищения духа",потому на ней и происходят самые значительные события:на Синае Моисей получает скрижали завета,Преображение Господне совершается на горе Фавор,Вознесение - на горе Елеонской...На иконе преподобного Андрея Рублева гора плавно склонена,как и голова самого ангела;гора на иконе - это путь к духовному,горнему,это путь к Богу. Ангел-утешитель,Дух Святой,как раз и соедигяет с этой дорогой.Икона - это окно,отворенное в мир горний,источник откровения и Богопознания,проводник Божественной благодати.Уже при первом взгляде на "Троицу" нас пленяют грациозные,певучие линии ее рисунка и нежнейшая красота сочетающихся цветов.И чем дольше вглядываемся мы в чарующую живопись иконы,тем сильнее ощущаем душевное спокойствие,умиротворенность и неизъяснимое чувство гармонии.Несмотря на то,что за прошедшие века икона пострадала от многих повреждений,краски ее до сих пор словно излучают свет,пронизывающий все ее детали.Свет этот сияет в белых и голубоватых пробелах:он напоминает одновременно и голубизну неба,и зацветающий лен,и первые васильки... С 1345г.,когда преподобный Сергий основал монастырь во имя Троицы,в течение следующих 100лет на Руси было построено много церквей и соборов во имя Пресвятой Троицы,возникали даже целые троицкие города и селения.А икона "Троица" с момента своего создания стала любимейшей иконой древнерусских художников,служила образом для бесчисленных копий и воспроизведений. Живоначальная Троица Можно сказать,что "Троица" преподобного Андрея Рублева есть "богословие в красках,она несет в себе откровение и пророчество о Боге и человеке" Многие исследователи считают,что мировое исскуство всех времен и народов не сотворило ничего прекраснее этой иконы.Сердцу русского народа,изначально покоренного красотой воплощенного Слова,особенно близко высказывание отца Павла Флоренского:"Существует икона Рублева "Троица" - значит,Бог есть"Много раз изученная и описанная,"Троица" преподобного Андрея Рублева и сегодня продолжает волновать своей загадочностью.Видимо,еще долго ученые будут изучать жизнь иконописца,его творческую манеру и историю создания знаменитой иконы.А три задумчивых и грустных ангела в мерцающем свете лампад из века в век ведут свою безмолвную и таинственную беседу над "могилой великого старца"... Конец. Молитва ко Пресвятой Троице
| |
Категория: Наше |
Просмотров: 1064 |
Добавил: rob3k
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |