Православный Ортодокс - Три интервью журналу "SOS!" - Форум

Три интервью журналу "SOS!" - ФорумПодписаться на рассылку

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: rob3k  
Форум » Почитать » Андрей Кураев » Три интервью журналу "SOS!" (Андрей Кураев)
Три интервью журналу "SOS!"
rob3kДата: Вторник, 23.03.2010, 14:52 | Сообщение # 1
Я тут Главный!
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
« 250 »
Статус: Скоро будет
Три интервью журналу "SOS!"

(Интервью журналу "SOS! Спасите наши души”. Днепропетровск. 1999 №№ 5-7)
1. Задача миссионера - подводить людей к размышлениям о самом главном
В конце апреля в Днепропетровске побывал известный российский проповедник, профессор Свято-Тихоновского Богословского института, диакон Андрей Кураев. Его лекции и выступления вызвали огромный интерес не только священнослужителей и прихожан, но даже людей, которых ранее нельзя было заподозрить в симпатиях к Православию.
Достаточно сказать, что один из крупнейших зрительных залов города - Дворец культуры ЗКЛ - на протяжении трех вечеров не мог вместить всех желающих туда попасть.
Предлагаем ряд ответов, данных отцом Андреем во время частных бесед, а также во время встреч с журналистами и студенческой молодежью. Они касаются проблем, наиболее актуальных на сегодняшний день для людей, активно участвующих в жизни общества.
Отец Андрей, при всей популярности ваших книг и лекций, некоторые последние работы вызывают неоднозначную оценку. К примеру, размышления о фильме "Титаник" (они были напечатаны в предыдущем номере журнала) порою называют слишком популистскими, а то и вообще неправославными. Что Вы скажете по этому поводу?
Для православных проповедей всегда было традиционно искать точки соприкосновения с внешним миром, даже с язычниками, чтобы, отталкиваясь от них, дальше уже говорить о том, что дорого и свято для нас. Ап. Павел и у языческих авторов находил цитаты, помогавшие ему находить понимание со своими слушателями. Знаете ли Вы, по какому поводу языческий поэт сказал фразу, цитированную Павлом - "все критяне лжецы"? Это цитата из Каллимаха: "Лгут критяне всегда: измыслили гроб твой критяне; Ты же не умер, но жив, о Зевс, присносущный владыка!". Как видим, ложь критян в утверждении, будто на их острове находится могила бессмертного Зевса... Но это не помешало Апостолу использовать стих, логичный именно в рамках языческой мифологии.
И апологеты II-III веков, и святые Григорий Богослов и Василий Великий ссылались на авторитет языческих философов и поэтов.
К сожалению, то, что было авторитетом для древних греков, уже не является авторитетом для современной молодежи, и поэтому ссылки на Платона, или философов-стоиков, или Гомера будут уже для них не очень убедительны. Но есть другие символы, другие тексты, другие имена, которые находятся на слуху и которым современная молодежь доверяет. Значит, в современной культуре надо искать такие точки, отталкиваясь от которых можно подводить людей к размышлениям о самом главном.
По моему опыту есть аудитории, в которых только таким, окольным путем можно подойти к обсуждению евангельских тем. Эти аудитории я определяю по числу жующих челюстей…
Ну, не все у нас в стране схимники. Есть еще и просто студенты. И если с эллинами надо быть не как иудей, то со студентами надо начинать разговор с того, что им (а не нам) интересно и понятно. Для начала разговора надо брать то, что человеку известно и понятно. "Титаник" они смотрели и без моей статьи. Но я вхожу в их аудиторию как человек из чужого им мира. И вдруг показываю, что даже из их мира в наш тянутся ниточки...
Многие люди у нас спрашивают, почему Вы только диакон?
Потому что иначе я вряд ли мог бы проповедовать. Если б я был священником, это означало бы, что у меня в Москве был бы приход, духовные чада, и тогда я жил бы их заботами и заботами своего прихода. И у меня не было бы возможности ни писать книги, ни ездить по стране. Кроме того, мне важно быть прозрачным. Мне важно, чтобы люди не отождествляли мой голос с голосом Церкви. Миссионер – дверь, и в ней нельзя застревать. Через него проходят и входят в мир Церкви. То, что я не священник, ясно показывает людям, что я не претендую на роль их духовного руководителя и отца. Послушали меня, поняли, что в Православии можно жить – так ступайте, входите, ищите себе духовного наставника. И чем больше он будет непохож на меня – тем лучше: Вы поймете, что мир Православия разнообразен.
Какая, в Вашем понимании, основная цель Вашего приезда?
Я приехал разрушать… Есть Православие, а есть мифы о Православии. И я прекрасно понимаю, что за те три дня, что я проведу в вашем городе, я не смогу что-то построить. У Православия, к счастью, нет технологий перекройки душ людей. И поэтому за эти три дня не столько можно что-то построить, сколько разрушить. Разрушить суеверия, стереотипы, шаблоны, которые занимают сознание людей.
Но, несмотря на то, что моя работа носит разрушительный характер, я полагаю, что она способна принести людям радость. Как сказал немецкий поэт Эйхендорф, обращаясь к Богу: "Ты тот, Кто кротко рушит над нами То, что мы строим, Чтобы мы увидели небо - Поэтому я не жалуюсь". Бывает нужно снимать навесные потолки, которыми люди загородили от себя высоту. Работа вроде бы разрушительная, а на самом деле расширяющая мир человека.
Кроме того, я полагаю, что всегда приятно узнать, что реальность лучше, чем про нее думали. Ведь это должно быть радостно – узнавать, что Православие не похоже на ту карикатуру, с которой ты раньше его отождествлял.
А вообще, я не считаю себя проповедником в смысле зазывалы. В моей речи очень мало императивов… Заметьте, я читаю не проповеди, а именно лекции, говорю не в храмах, а в университетах. И императив их, пожалуй, только один – думайте; думайте и обосновывайте.
Тот вывод, который я хотел бы запечатлеть в памяти людей, это не те или иные какие-то конкретные мои слова, аргументы или цитаты… Мне бы хотелось, чтобы осталось какое-то общее ощущение того, что в религиозной области можно и нужно думать.
Это важно потому, что советские люди были воспитаны в убеждении, что религия и разум - несовместимы. В советские времена из этой “несовместимости” делали вывод: “я выбираю разум, и долой религию!”. А сегодня маятник общественного вкуса качнулся в противоположную сторону, но стереотипы все равно остались, поэтому современное массовое сознание снова говорит: “раз религия и разум несовместимы, я выбираю религию, долой разум!”.
Поэтому и приходится напоминать: когда входишь в храм, надо снимать шляпу, а не голову.
Как Вы прокомментируете ситуацию, которая сложилась в Православной Церкви на Украине?
Любое государство на земле стремится к тому, чтобы ситуация в обществе была максимально контролируема, в том числе и религиозная составляющая общественной жизни. Теперь представьте себе, если в стране действует некая религиозная структура, которая имеет свой центр за рубежом. Это означает, что эта структура имеет определенную степень независимости, автономии от местной национальной власти.

Доступно только для пользователей


Администрация сайта
Награды пользователя
загрузка наград ...

Форум » Почитать » Андрей Кураев » Три интервью журналу "SOS!" (Андрей Кураев)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: