Православный Ортодокс - Почитать - Форум

Почитать - ФорумПодписаться на рассылку

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: rob3k  
Форум » Лекции духовных семинарий » Ветхий Завет » Почитать (Интересное)
Почитать
rob3kДата: Воскресенье, 28.03.2010, 13:48 | Сообщение # 1
Я тут Главный!
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
« 250 »
Статус: Скоро будет
Книга Иисуса Навина
(евр: “Иешуа”), продолжение Второзакония (“и бысть”). 3 части: переход и завоевание, разделение земли, завещание Иисуса.
Автор: Иисус Навин:
— указание в самой книге,
— точное описание очевидца,
— свид-во раввинов.
Единство плана. Смерть Иисуса описана свщ. Елиазаром. Есть поздние вставки (напр. о потомках Давида). Поэтому допустимо, что доплнялась в IX веке.
Цель книги: продолжить историю народа Божия для назидания потомков: дар Божий не получишь без собственных усилий.
Иисус Навин — прообраз Иисуса Христа. Переименован Моисеем из Осии в Иисуса. Переход — ему 84 года, 26 лет войны за Ханаан, умер в 110 лет.
Переход через Иордан = переходу через Чермное море. Взятие Иерихона. Предание города заклятию. Раздел земель. Жертвенник Заиорданских колен — памятник о чуде, а не отделение. Завещание Иисуса о верности Богу.
Личность и эпоха Исайи
Род. 765 г., сын Амоса, аристократическое воспитание Призванеи в юном возрасте при царе Озии. Пророчествует устно, письменно, символическими действиями. Молитвенник, свидетель чудес. Имел жену и двух детей.
Пророчествовал при Озии+ (781-740), Иоафаме+ (740-736), Ахазе- (736-716), Езекии+ (716-687), Манассии- (687-642). Озия: расцвет царства, нравственность падает. Царь не разорил высот, поражен проказой. Иоафам: также не уничтожает высот. Исайя обличает народ в роскоши и немилосердии. Ахаз: нравственность резко падает (царь делает статуи Ваалов), Храм в запустении. Царь ищет союз с Ассирией. Исайя пророчествует о Мессии, рожденном от Девы, призывает к политической независимости. Езекия: Исайя — друг и советник царя. Идолослужение в народе оставалось. Поражение 185 тыс. ассирийских воинов, продление жизни царя на 15 лет. Манассия превзошел всех своим идолопоклонством. Предание: муч. смерть пророка при этом царе.
Книга Судей
(евр: софетим, греч: крите) Судьи — вожди, управляющие от имени Божия. Сведения не о всех судьях. Все изображаются правдиво, без идеализации.
Автор: пророк Самуил:
— автор один (единство книги),
— живший в конце периода (дается оценка всему периоду)
— до царя Давида (Иерусалм зовется Иевусом)
Некоторые: окончательная редакция — Ездры: симпатия автора монархии.
Цель книги: благоденствие народа зависит от верности Богу.
Время событий не вполне ясно, нет хронологической последовательности, принято: период 200 лет.
Состав: вступление (общее состояние Израиля после ИсНав), основная часть (о судьях), два прибавления (о глубине падения Израиля).
Важные места: руно Гедеона, обет судии Иеффая (о жертве), история Самсона.
Исайя (темы, разделение, целостность)
Язык чист, без народностей и грубостей.
1-39 гл.: обличительные и утешительные пророчества (о Иудее, о язычниках, “Великий Апокалипсис”);
40-55 гл.: утешительные пророчества (о освобождении от плена и греха, гимны о Рабе Господнем), общий фон — Вавилон;
56-66 гл.: мессианское царство, общий фон — Палестина. Нет последовательности и единства.
Автор. Критика: есть 3 Исаии, некоторые: 2 Исаии. Еванеглие не знает двух Исаий. Своо: подлины все части. Язык мог изменяться, разные темы пророчеств влияют на язык.
Книга Руфь
Можно считать продолжением Судей и вступлением к истории Давида. В евр. каноне среди поэтических.
Автор: возм. Самуил:
— о периоде судей в прошедшем времени,
— говорит о Давиде, но не как о царе.
Значение книги: Руфь прообраз обращения язычников.
Левират.
Мессианские места у Исайи
— о возвышении горы Господней, к которой соберутся все языки (2,1-4);
— призвание пророка: угль символ очищения грехов (6 гл.);
— рождение Эммануила о Девы, (отказ Ахаза от знамения по неверию и надежде на Ассирию) (7 гл.);
— о возвышении Галилеи, увидевшей Свет Великий (паремия “С нами Бог”) (9 гл.);
— о Отрасли из корене Иесеова и о дарах Духа на Нем (11 гл.);
— о жаждущей пустыне (35 гл.);
— о гласе вопиющего в пустыне (40 гл.);
— песни Раба Господня (кротость и страдания) (42, 49, 50, 52-53 гл.);
— о Помазаннике (служение — благовестить, исцелять, утешать) (61 гл.).

Книги Царств
Надписания: евр: I+II= Книга Самуила, III+IV= Книга царей.
Авторство: много споров.
Некоторые: Самуил (I+II), другие авторы (III+IV)
Можно считать: Ездра (востановитель благочестия) на основе “Истории Соломона”, “Летописи Царей Иудейских”, “Летописи Царей Израильских”. Из книги видно, что автор священник. Акцент на религиозную жизнь.
I — Самуил и Саул.
II — Давид.
III — Соломон.
IV — борьба Израиля и Иудеи и их гибель.
Цель книг: зависимость успеха от жизни по заповедям.
Нет билета
I книга Царств
Содержание: правление свщ. Илия, пророка Самуила, Саула.
Основные места: пeснь Анны, матери Самуила (семя женывпервые зовется Христом-Мессией); призвание Самуила; требование народом поставления царя; Саул у Аэндорской волшебницы.
Иеремия: цель, особ. прор. служения, его эпоха
Принадлежал к священнической семье, близок к царскому двору (брат Варуха — главный постельник царя). Пророчествовал при Иосии+ (640-609), Иоахазе (609), Иоакиме¬- (609-597), Иехонии (597) — эпоха падения Ассирии и подъем Вавилона. Седекия с народом уведен в плен, пророк отказывается от предложенных почестей в плену и остается в Иудее. Постоянные оскорбления пророка. Иосия борется с идолпоклонством, реформа: религиозная централизация в Иерусалиме. Пророк обличает лицемерие, разврат. Найдена книга Закона Господня. Иоаким равнодушен к вере, лжепророки требуют смерти Иеремии. Приближение вавилонян. Иеремия призывает к подчинению промыслу Божию. Царь отвергает предупреждения пророка о неудаче восстания. Иехония уведен в плен. Седекия слушает лжепророков и восстает. Иерусалим взят. Иеремия схвачен по ошибке, освобожден, в итоге бежит в Египет. Обличал иудеев за слепоту. За пророчество о падении Египта побит камнями.
Особенность: беспощадный обличитель и вестник грозного суда Божия. В пророчествах видна личность — он говорит о своей истории , о своих чувствах.
II книга Царств
Содержание: Давид в Хевроне (над Иудиным коленом, 2 помазание), царствование над всем Израилем (3 помазание), падение Давида и нарушение мира в царстве, возвращение Давида в Иерусалим.
Основные места: перенесение ковчега Завета в Иерусалим, устроение Давидом богослужения, пророчества Нафана о утверждении дома Давида (Давид не построит храм, но его дом будет во веки — исполнение в полноте только во Христе),
Построение книги Иеремии, содержание речей
1-25 гл. — пророчества о Иудее (обличения);
26-45 гл. — биография Иеремии (угрозы и утешения параллельно с биографией пророка, написано прозой, возможно принадлежит Варуху);
46-51 гл. — пророчества о языческих народах;
52 гл. — историческое приложение (из IV Царств).
Основные идеи:
— обличение за отступление от Господа;
— возвещение суда Божия;
— утешение: освобождение через 70 лет;
— суд Божий над врагами богоизбранного народа;
23 гл.: обличение нерадивых пастырей.
31 гл.: “Рахиль плачет о детях своих”.
Пророчество о установлении Нового Завета: вечный, духовный, дающий прощение грехов.
III книга Царств
Содержание: восшествие Соломона на престол, правление Соломона, разделение Царств после его смерти, параллельная истрория двух царств.
Основные места: молитва на освящение Храма, просьба у Бога премудрости, история пророка Илии (ложные пророки).
Разделение: северное (Израиль) — 10 колен (Ефрем) — нечестивое, просуществовало до 722 года. Все 19 царей богоотступники.
южное (Иудея) — 2 колена (Иуда, Вениамин) — храм, священство, пророки. Просуществовало до 597 года. 8 из 19 царей угодны Богу.
Плач Иеремии: исагогика
В евр. и лат. — “Плач”, у 70-ти — “П. Иеремии”
5 алфавитных стихотворений. 1,2,4 — погребальные песни; 2,3 — сетования.
Автор: предание — Иеремия. Действиетльно, пророк составил плач о царе Иосии, пророк не был уведен в плен (Плач написан свидетелем катастрофы и состояния после этого).
IV книга Царств
Содержание: параллельная история двух царств, история Иудейского царства после падения Израиля.
Основные места: вознесение пророка Илии, исцеление царя Езекии (отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву, истребил медного змия Моисея) — 15 лет жизни, чудо с солнечными часами, возрождение богопочитания при Осии — нашли книгу Законо Господня, востановления Пасхи, очищение Храма от идолов.
Послание Иеремии
В евр. — нет, Вульг. — 6-я гл. Варуха.
Написано к евреям в Вавилонском плену, предостерегает от почитания идолов.
Автор: находился в Вавилоне (не Иеремия). Подложное (бл. Иероним), но древнее (Макк.).
Имеет нравоучительное значение.
Книга Варуха
Варух знатного происхождения (брат — постельник царя), ученик Иеремии, терпел преследования, освобожден с Иеремией из Вавилонского плена.
После пролога: молитва о раскаянии народа, восхваление Премудрости (с пророчеством о Боговоплощении), призыв к покаянию, утешительное обетование.
Во время богослужения читается как книга пророка Иеремии. Не вошла в евр. канон.

Книги Паралипоменон
В евр. каноне — одна книга “Словеса дней” (летопись), греч. — “Пропущенное”, лат. — “Хроники”.
Автор: неизвестен, один (единство языка, цели, манеры), возможно — иерусвлимский левит (евр. предание — Ездра).
Время написания: после плена, т.е. после 450 г., во время религиозного возрождения.
Цель: напомнить древние постановления, поэтому внимание к теократии, к истории благочестивых царей, к богослужению в Храме. Изложение скорее церковной жизни, чем государственной. Многие даты и имена приводятся с ошибками.
Содержание: родословные таблицы, царствование Давида, царствование Соломона, история благочестивых Иудейских царей.
Основные места: распределение Давидом священников и левитов по чредам, неканоническая молитва Манассии.
Личность и эпоха пророка Иезекииля
Сын священника, млад. соврем. Иеремии. В 25 лет уведен с Иехонией в Вавилон (597). Поселен на реке Ховар. В 30 лет призван как пророк. Имел жену, умерла на 4 год служения пророка. Свидетельств о обстоятельствах смерти пророка не имеется.
1-32 гл.: первый период, до падения Иерусалима (587), обличение евреев (плененных и не плененных) за языческие обычаи. Содержит описание призвания пророка.
33-48 гл.: второй период, утешительный характер речей. 40-48 гл.: видение нового града и храма, имеет мессианское значение.
Огромный писательский талант, необычность многих видений.

Доступно только для пользователей


Администрация сайта
Награды пользователя
загрузка наград ...

Форум » Лекции духовных семинарий » Ветхий Завет » Почитать (Интересное)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: